Лиссабон (Португалия)

Sep 11, 2012 17:08

Оригинал взят у freemanincruise в Лиссабон (Португалия)




Одним из мест, определявших выбор именно этого круиза, был Лиссабон. Не могу назвать его городом мечты, но познакомиться с самой крайней столицей Европы, расположенной к тому же, по сути, спиной к континенту и лицом к океану, очень хотелось.
Столица Португалии находится на берегах большого естественного залива, представляющего собой устье реки Тежу при ее впадении в Атлантический океан. Рекой, правда, в районе Лиссабона и не пахнет: устье Тежу простирается вглубь материка на 14 километров и в некоторых местах расширяется до нескольких километров. По берегам расположены пассажирский и грузовой порты Лиссабона.
По пути корабль проходит под вантовым мостом через Тежу - мостом «25 апреля». Рядом с ним, на левом берегу реки стоит очень большая статуя Христа «Кришту-Рей». Она была установлена в знак того, что Португалии удалось выжить во время Второй Мировой войны без непосредственного участия в военных действиях.






Для транспортных потоков через залив перекинуты два больших моста. Второй видно только издалека, но даже с расстояния нескольких километров заметна вся масштабность сооружения - внушительный 17-тикилометровый мост Васко де Гама соединяет аэропорт города и сеть автомагистралей страны. Этот мост считается самым длинным в Европе.


Круизные причалы Лиссабона расположены речном берегу, практически, в самом центре города. Благодаря этому, пассажирские суда примерно в течение часа идут вдоль городского берега на расстоянии нескольких сотен метров от него. Море домов простирается на многие километры вдоль берега, и знакомство с городом начинается еще до прибытия к причалам.


Несмотря на географическую принадлежность Лиссабона к Европе, внешне провести какие-то аналогии между ним и какой-нибудь другой европейской столицей довольно трудно. На протяжении сотен лет образ Лиссабона создавался не только местными жителями, но также путешественниками и купцами из Индии, Японии, Африки: город являлся центром торговли с востоком и отправной точкой для морских экспедиций. Еще одним событием, оказавшим существенное влияние на нынешний облик города, стала природная катастрофа. 1 ноября 1755 года Лиссабон был фактически разрушен во время массивного землетрясения силой 8,9 баллов. Это землетрясение погубило 40 000 человек и слышалось даже в Шотландии и Норвегии. После землятрясения чудом уцелел только один район - Альфама, являющийся сейчас отдельной достопримечательностью. Остальная часть города была кардинально перестроена.


Кроме живописной панорамы при подходе к городу Лиссабон порадовал и тем, что впервые за круиз для начала экскурсии не было необходимости куда-то ехать или идти - для того, чтобы войти в город, достаточно просто перейти дорогу рядом с территории порта. Буквально в сотне метров от перекрестка начинались два, пожалуй, самых живописных и интересных района Лиссабона: совсем древняя и чудом уцелевшая при землетрясении Альфама и более современный, полностью отстроенный после катастрофы прогулочно-торговый - Байша. Начнем с последнего, так как именно он претендует на звание самого парадного.




Район Байша был построен после землетрясения 1755 года. В ходе ликвидации последствий землетрясения Байша была выстроена с нуля по единому плану. Средневековый хаотический лабиринт улиц был заменён сетью прямых и широких улиц строгой прямоугольной планировки, что стало одним из первых в Европе примеров градостроительной планировки. Кроме того, Байша стала одним из первых в истории примеров строительства целого района с учётом сейсмостойкости зданий.
Байша планировалась как торговый и финансовый центр города, на ее улочках до сих пор располагаются многочисленные магазинчики и отделения всех существующих в Лиссабоне банков.
При прибытии в Лиссабон на корабле становится очевидно, что город явно повернут лицом к реке. Площадь Коммерции - центральная площадь Лиссабона, на которой до земдятрясения располагался королевский дворец, начинается непосредственно от берега Тежу.


Триумфальная арка, которую лиссабонцы считают самой красивой аркой в Европе, дает начало центральной улице Лиссабона - Руа Аугуста, ведущей от площади Коммерции к следующей площади - площади Россиу.


Находясь в исторической части Лиссабона нельзя не обратить внимание на еще один, чисто лиссабонский вид транспорта - желтый трамвай.


Улицы Лиссабоне - отдельная тема. Не только в исторических районах, но и далеко за его пределами большая часть тротуаров выложена небольшими плиточками в черно-белых цветах и с уникальным узором.


В одном из переулков Байша можно набрести на такую вот конструкцию.


Лиссабон довольно холмистый город и в помощь пешеходам в 1902 году одним из учеников Эйфеля был сделан такой вот лифт. контсрукция и по сей день выполняет обязанности городского транспорта, поднимая пассажиров на соседний холм.




Пешеходная Руа Аугуста выходит на площадь Росиу, также замощеная веселенькой мозаикой.




С площади хорошо видны останки женского монастыря, ставшего свидетелем землятрясения 1755 года. Руины сохранены, как памятник, и неподалеку от них располагается археологический музей.




В нескольких минутах ходьбы от площади Россиу находится площадь Рестаурадориш (Реставраторов) с возвышающейся на ней стелой. Название площади буквально переводится как «восстановители» и связано с восстановлением независимости Португалии в 1640 году после 60-летнего периода владычества Испании. В 1886 году в центре площади был воздвигнут обелиск, на котором выбиты имена и даты, связанные с битвами Войны за независимость.


От этой площади берет свое начало центральный проспект Лиссабона - Авенида да Либердаде (Проспект Свободы) или "Лиссабонские Елисейские поля", как его иногда называют. По обе стороны проспекта расположены здания XIX века. Улица появилась в 1879-1886 годах по образу и подобию парижских бульваров. Её создание стало важным этапом в истории развития города и расширению его на север.


Цепочка перечисленных площадей и улиц является основным, но не единственным местом прогулок в Лиссабоне. Если не пугает перспектива периодического взбирания по крутым подъемам, то можно свернуть с прямого пути в любом месте и углубиться в соседние районы. Скорее всего это будет связана с взбиранием на какой-нибудь холм, но не все так страшно - в местах основных пешеходных потоков расположены местные фуникулеры, довольно быстро поднимающие на приличную высоту над городом.






В Лиссабоне работает три таких системы. Фуникулеры Ascensor da Lavra, Ascensor da Gloria и Ascensor da Bica в 2002 году были признаны визитной карточкой города. Самый старший из них - Ascensor da Lavra - открыт в 1884 году.


Еще одна замечательная вещь в Лиссабоне - мирадоры - специально построенные живописные террасы, с высоты которых Лиссабон предстает в наиболее выгодном свете. Общее количество этих удобных смотровых площадок сосчитать очень трудно, мы случайно забрели на одну из них.




С площадки хорошо видно доминирующую над городом высоту и крепость на ее вершине. Это иторическое ядро города - Замок Святого Георгия, находящийся на этом месте страшно сказать с каких времен. Между этим замком и Тежу вырос район Альфама, считающийся самым древним в городе и мало пострадавшем при землетрясении. В него мы скоро и отправимся.




Проспект Свободы заканчивается у площади Маркиза де Помбала, в центре которой установлен памятник этому видному политическому деятелю XVIII века, одной из многочисленных заслуг которого является восстановление Лиссабона после землетрясения 1755 годы и много всего прочего.


Кстати, маркиз не ограничился работами по восстановлению Лиссабона. Он приказал разослать во все провинции страны опросы о землетрясении и его последствиях. Он включал в себя следующие вопросы:
- Как долго продолжалось землетрясение?
- Сколько было афтершоков?
- Какого типа разрушения случились?
- Не вели ли себя странно животные?
- Что произошло со стенами и колодцами?
Собранные и обработанные ответы стали первым в истории анализом землетрясений. Так как Помбал был первым, кто попытался дать объективное научное описание разнообразных проявлений и последствий землетрясений, то он считается прапрадедом современной сейсмологической науки.

Лиссабонское метро выглядит весьма аскетично - во всяком случае, те три станции, которые удалось посетить. Зато тут тихо, спокойно и никто никуда не спешит, несмотря на центр города. Занятно, что четыре существующих линии имеют не только цвет и название, но и собственные логотипы: чайка, подсолнух, парусник и роза ветров.








Одно из самых чудесных мест Лиссабона - конечно же Алфама.


Название Алфама произошло от арабского Аль-хама ("тёплый источник"). Во времена владычества мавров Лиссабон ограничивался Алфамой, затем город начал расширяться на запад (район Байша). Благодаря скальному грунту Алфама лучше других районов города пережила катастрофическое лиссабонское землетрясение 1755 года, здесь в отличие от других исторических районов Лиссабона сохранилась средневековая хаотичная планировка улиц.






Поскольку Алфама находится на весьма крутом склоне, многие улицы и переулки здесь переходят в лестницы, кроме того здесь расположены две смотровые площадки, с которых открывается широкий вид на море черепичных крыш Алфамы и на широкое русло Тежу за ним.
















"Какая же Португалия без портвейна?" - думал я при подходе к Лиссабону. На самом же деле, данный португальский сувенир обнаружить удалось не так-то просто. Однако найденное заведение превзошло все самые оптимистические ожидания. Выбор портвейнов в небольшом с виду магазинчике на углу площади Россиу поражал воображение. Наряду с популярными вариантами, несколько полок занимали эксклюзивные предложения. По словам девушки-продавца (она, кстати, на удачу оказалась выходцем из России) цена на редкие марки доходит до 5 тыс.евро за бутылку.


Поучаствовав в постоянно проводимой в магазине дегустации и не забыв прихватить так трудно найденные сувениры, отправляемся далее.


Приближение к южным краям особенно явно почувствовалось в порту Лиссабона - сегодня в него зашло целых пять пассажирских судов. Особенно колоритно смотрелась Princess Danae - действующий круизный корабль 1955 года постройки.






Лиссабон стал последней материковой точкой на карте Европы в этом круизе. После выхода из устья Тежу, Grand Princess взял западный курс в сторону материка Северной Америки, до которого предстояло пройти почти 7000 километров. Но кажущийся скучным 9-дневный переход обещал стать наиболее интересной частью маршрута, ведь путь к американскому побережью лежал через два редких объекта - архипелаги Азорских и Бермудских островов. Да и вообще - начиналась Трансатлантика.






Далее>> Азорские острова (Португалия)

Все части:
0. Начало
1. Дюссельдорф (Германия)
2. Аэропорт "Стенстед" (Великобритания)
3. Лондон (Великобритания)
4. Саутгемптон (Великобритания)
5. Брюгге (Бельгия)
6. Гавр, Париж (Франция)
7. Виго (Испания)
8. Лиссабон (Португалия)
9. Азорские острова (Португалия)
10. Бермудские острова
11. Майами (США)

lisboa, travel, lisbon, путешествия

Previous post Next post
Up