Okay

Aug 19, 2008 17:41



Таки привез из Стамбула ту самую игру в которую турки играют вечерами за чашечкой чая в прокуренных игровых заведениях. Называется игра okey. Оказалось, что очень тяжело найти русскоязычную версию правил этой игры, поэтому выкладываю перевод, любезно предоставленный дружественным джедаем. Фишки для игры можно найти не только в Туреции, можно найти в РФ игру "Руммикуб" и использовать фишки из нее. Игра клевая, в упомянутых местах популярнее нардов.

 
Введение.
Окей - популярная турецкая семейная игра. В набор входят 106 деревянных пластинок. На лицевой стороне нанесены цифры от 1 до 13, четырёх цветов. Есть восемь пластинок с одинаковой цифрой: две жёлтых, две зелёных, две красных и две чёрных. Также есть 2 пустых пластинки. Их называют неправильными джокерами или по-турецки - "sahte okey".
В эту игру почти всегда играют вчетвером, хотя возможно играть троим или вдвоем.
Игра идёт против часовой стрелки.
В игре у каждого игрока на руках 14 пластинок. Цель -  первым собрать выигрышную комбинацию пластинок.
Раздача, определение джокера.
Первый раздающий выбирается случайно. Далее - против часовой стрелки.
106 пластинок переворачиваются и перемешиваются. Потом игроки собирают их в 21 столбик по 5 пластинок. Пластинки в столбике должны быть лицом вниз. Последняя пластинка временно остаётся у сдающего. Столбики располагаются перед игроками примерно, как указано на рисунке.

 
Это не обязательно, но удобно чтобы количество столбиков у сдающего было, по меньшей мере, шесть. После этого сдающий бросает кубик дважды. Первое число определяет столбик у сдающего. Столбики считаются слева направо. Сдающий кладёт оставщуюся пластинку на верх этого столбика. Если выпавшее число больше чем количество столбиков у сдающего -  нужно продолжить счёт использую столбики у игрока, сидящего по правую руку. Теперь этот столбик имеет 6 пластинок.
Второй бросок определяет кость в выбранном столбике, считая снизу. Эта пластинка переворачивается и кладётся наверх. Если эта пластинка - фальшивый джокер - необходимо вернуть его на место и повторить бросок.
Эта пластинка определяет джокера (окей) на всю эту игру. Джокер - пластинка того же цвета, но с номером на единицу больше. Например, если наверху оказалась зелёное 10, то джокером становится зелёное 11. Если же наверху 13, то джокером становится единица того же цвета.
Сейчас столбики распределены между игроками. Игрок по правую руку от сдающего получит 15 пластинок, остальные по 14 . Игрок по правую руку от сдающего берёт следующий (справа) от выбранного столбик. Потом игрок напротив сдающего берёт следующий столбик и так далее против часовой стрелки пока каждый игрок не возьмёт по 2 столбика.
Теперь игрок по правую руку от сдающего получает целый столбик. Следующий берёт только 4 пластинки из следующего столбика. Следующий игрок берёт оставшуюся пластинку и 3 из следующего столбика и сдающий берёт оставшиеся две пластинки + две из следующего столбика.


 
На рисунке сдающий выбросил 5 а потом 2 и выбрал пятый столбик слева и вторую пластинку снизу, которую перевернул и поместил наверх. В данном случае это красная 4. Красная 5 - джокер. Теперь игрок2 должен взять столбик «а», игрок3 - «b», игрок4 - «с», игрок1 - «d», игрок2 - «e», игрок3 - «f», игрок4 - «g», игрок1 - «h» и игрок2 - «i». Далее игрок3 берёт из столбика «j» четыре пластинки, игрок4 - последнюю пластинку из столбика «j» и три пластинки из столбика «k», игрок1 - две оставшиеся пластинки из столбика «k» и две пластинки из столбика «l».
Игрок кладёт свои пластинки, так чтобы он мог их видеть, а другие - нет. Часто для этого используются специальные подставки. Оставшиеся пластинки игроки будут вытягиваться в течение игры. Они помещаются в середину без переворачивания или изменения их порядка.

 
Игра.
Перед началом игры. Если у какого-нибудь игрока есть такая же пластинка как и лежащая на верху, он может её показать и получает одно очко.
Теперь игрок по правую сторону от сдающего, у которого 15 пластинок переворачивает одну пластинку, открывая её. После этого каждый игрок по очереди может или взять пластинку, перевернутую предыдущим игроком или вытянуть пластинку из запаса в центре стола, открыв одну из своих. Игра продолжается против часовой стрелки пока какой-нибудь из игроков не наберёт выигрышную комбинацию и не покажет её, тем самым закончив игру.
Перевёрнутые пластинки складываются в столбик справа от игрока. Необходимо делать это так, чтобы была видна только самая последняя пластинка. 

 
Позволено смотреть все свои пластинки, которые были открыты вами и те что находятся слева от вас, которые вы могли бы взять. В остальных столбиках вы можете видеть только те пластинки, которые находятся наверху.
Цель игры - собирать наборы и последовательности.
Набор включает в себя три (üçlü) или четыре (dörtlü) пластинки одного номинала, но разного цвета.(Например, чёрная семёрка + две красных - ничего не дают). Последовательность (el) - три или больше пластинок одного цвета, цифры которых расположены друг за другом. Например, зелёные 1-2-3 - считаются, жёлтые 12-13-1 - тоже, а вот чёрные 13-1-2 - нет.
Выигрышная комбинация - состоит из 14 карт, которые используются для формирования наборов или последовательностей. Например, два набора по 3 карты + две последовательности из 4 карт или последовательность из 6 карт + последовательность из 4 и + набор из 4. Ни одна из пластинок не может быть использована больше одного раза.
Другой вариант - семь пар. Каждая пара - две одинаковых карты (одного номинала и цвета). Например, две чёрных 9.
Если у вас победный набор, вы можете закончить игру, перевернув 14 ваших карт. Не учитывая открытые, а также пластинку, которую открыли в начале игры. Ни одна из пластинок не должна быть открыта до окончания игры, тем более последовательность или набор.
Пластинки всегда вытягиваются сверху следующего доступного столбика. Когда остаётся только последний столбик из шести пластинок, открытая пластинка убирается, а оставшиеся пять вытягиваются по порядку. Убранная пластинка не используется. Если в центре больше нет пластинок (кроме одинокой убранной) и следующий игрок не хочет взять пластинку предыдущего игрока, то игра из-за отсутствия пластинок заканчивается.
Как объяснялось ранее, две карты, которые имеют тот же самый цвет, что открытая вначале и на единицу больше - джокеры. Эти карты могут быть использованы для замены любой пластинки для составления набора или последовательности. Например, если открыта была красная червёрка, то красная пятёрка - джокер и комбинация зелёная 6, красная 5, красная 5 и зелёная 9 - считается последовательностью.
Джокеры используются в качестве зелёной 7 и зелёной 8. С другой стороны, жёлтая 10, чёрная 10 и красная 5 - набор. Красная 5 использована как красная или зелёная 10.
Когда собираются пары - джокер с любой пластинкой образует пару.
Два фальшивых джокера, пластинки без цифр, используются для замены значения карты джокера. Например, когда красная 5 - джокер, комбинация красная 4, фальшивый джокер, красная 4 - последовательность. Чёрная 5, зелёная 5, жёлтая 5, фальшивый джокер - набор.
Новые игроки могут быть удивлены наличием нового джокера каждую игру. Так же может казаться странным, что фальшивый джокер используется не как джокер. Вероятная причина этого то, что в процессе игры возможно появление дефектов на пластинке и игроки смогут узнавать фальшивый джокер по обложке, что даёт им нечестное преимущество.
Если у вас выигрышная комбинация, в которой используется джокер вы можете не открываться немедленно. Если хотите, можно продолжить игру и собрать выигрышную комбинацию без джокера. Если вам удалось это сделать и вы закончили игру имея и джокер, и выигрышную комбинацию, то очки, полученные за победу, удваиваются. Напоминаем, что продолжая игры вы рискуете и другой игрок вместо вас может открыть выигрышную комбинацию. В этом случае вы ничего не получаете.
Подсчёт очков.
Каждый игрок начинает игру с 20-ю очками и теряет их каждый раз, когда кто-то другой выигрывает:
за обыкновенную победу -  2 очка.
за победу и джокер     -  4 очка.
за семь пар            -  4 очка.
Если в начале игры игрок показывает такую же карту, которая была использована для определения джокера, то остальные теряют по одному очку. Это называется gösterme (показать) и возможно до тех пор, пока этот игрок не возьмёт первую пластинку.
Если игра заканчивается по причине отсутствия пластинок в центре стола, то никто никаких очков не получает.
Игра продолжается пока у какого-нибудь игрока не станет 0 очков или меньше, тогда два игрока, которые имеют наибольшее число очков - победители.
Разновидности игры.
Когда у какого-нибудь игрока становится 0 очков или меньше, он покидает игру, остальные её продолжают.
В некоторых играх игроки, сидящие друг напротив друга - партнёры. Партнёры не могут помогать друг другу. (В партнёрской игре команда получает 20 очков и очки списываются со счёта команды. За выигрышную комбинацию -  два или четыре очка, за показанную карту - одно очко.)
В некоторых вариантах игры разрешается брать пластинку в центре стола, ту которая была использована для определения джокера, но только в том случае, если других пластинок уже не осталось.
В некоторых вариантах игры очки удваиваются, если для выигрышной комбинации были использованы пластинки только одного, бывает что это возможно только для красного или чёрного цветов

игры, турция

Previous post Next post
Up
[]