Заголовок - полная чушь. Не будет ни легко, ни непринужденно.
Предыстория
Это наша третья попытка забраться на Гору. Так мы за эти годы стали называть Эльбрус.
Первая попытка закончилась тем, что мы застряли в «Приюте» слушая сказки старого дедушки Муслима о жизнеописании Пророка. А метель в это время наметала двухметровые сугробы вокруг. Это была середина сентября.
Вторая попытка в начале сентября встретила нас отвратительной погодой уже от высоты 4000. Все предыдущие ошибки акклиматизации были успешно повторены. А всю задумку подкосила обычная простуда. (Зато в то время там малина на Чегете)
В этот раз решено было изменить стратегию в некоторых слабых местах (решено идти в августе и к черту ночевки в палатке). А также поменять руководителя экспедиции с более опытного на более шустрого и... халяльного вегетарианского(!)
Сможет ли вегетарианец залезть на гору и затащить туда остального участника похода? Вот интрига! (Спойлер: вегетарианец - это просто сверхчеловек)
Подготовка
К подбору снаряги я подошел по новой концепции: все эти дорогие бренды - маркетинг и для слабаков. Дошел до ближайшего декатлона и купил только то, что беспокоило меня в прошлые разы.
Новая «штормовая» (а как без кавычек тут?) куртка. За смешные 4 с копейками тысячи. Очень удачная покупка. Показала себя идеально по всем параметрам для такого как я чайника: легкая, ветростопная, неожиданно дышит(!), водостойкость просто водолазная. Один раз просто спасла меня.
Новый термос фирмы термос (из китая) весом 200 граммов 0.75 литра. Есть мнение, что это маленький термос для Горы. Да. Я вам скажу так. Сколько будет термос объемом, столько вы и выпьете, ничего не останется. Так что можно тащить в гору и 1 литр и цистерну.
Мое альпинистское «ноу-хау»: химические самогревы. Открываешь, суешь в отмороженные конечности и 6 часов тепла у тебя в рукавицах. Ну так задумывалось.
И мое любимое. Бельевая Строительная веревка и строительные карабины из «леруа мерлена». О как весело видеть эти взгляды других альпинистов!
Хорошо представляя, что меня ждет на Горе, я более лучше подошел к вопросу физ подготовки. Просто бегал 3 раза в неделю по 10-15 км. Спорт - вреден и опасен. За неделю до поездки после очередной пробежки моя нога стала распухать как при растяжении голеностопа, и я стал хромать. Это сильно подкосило мой моральный дух.
День 1. Жара
Поднялся на водопады и обсерваторию. Ничего не почувствовал. То есть как не подъем это был, а горизонтальная поверхность. Просто прогулялся на 3000. Вот так подготовка! А вот спуск слегка удручил. Любая неровная постановка стопы и боль.
Ну и адовая жара, воды не хватало даже с учетом водопада.
А руководитель не успел спуститься до начала дождя и сделал красивых фото
День 2. Шторм и ад
Прекрасный день для прогулки на Чегет. На прогулку мы вышли в шортиках и маечках. Я и руководитель экспедиции со своей семьей. Какое-то восемнадцатое чувство заставило меня положить в рюкзак именно «штормовую» куртку.
Светит солнышко. Напротив нас гора с ледником «семерка» вся в черных тучах. Там сверкают молнии и грохочет гром. Идут лавины одна за одной. Не придаем значения.
На вершине солнышко. А вокруг на всех соседних горах черные тучи. Руководитель предлагает посидеть на Чегете «часок». Сидим, загораем. И вот через часок уже не так солнечно и какое-то кап-кап что ли неуверенное.
Все жрут
Собрались, начали спуск. Кап кап явный. Теперь я в шортиках и штормовой куртке, а семья руководителя в полиэтиленовых дождевиках. И тут мои волосы дыбом от статики резко так топорщатся. Говорю: «Валим отсюда! (товарищ руководитель)», - и ускоряюсь вниз.
И тут молния рядом БАЦ. Потом сразу серия БАЦ БАЦ БАЦ БАЦ в разные места. И волосы дыбом. Вот и настало время забыть про больную ногу. Бегом вниз чуть пригибаясь как в фильмах про войну. И вот тогда начался ад.
Резкий порыв ветра просто сбивает с ног и сверху накрывает мощным градом. Сначала я распластался на камнях, затем, свернулся клубком пряча шортики под штормовой курткой. Успел посмотреть назад. Руководитель и семья остались далеко позади, и бежали в укрытие среди больших камней. Довольно далеко вверху по склону. Молнии продолжали бацать.
Чуть уменьшился ветер. Поднимаю голову. Рядом со мной еще 3 тела на камнях не могут встать. Кричу: «ну что, побежали!» и пробегаю еще 50 метров вниз. Ветер опять сбивает. Град бьет все, что торчит из-под куртки. Опять оглядываю тела вокруг. Кажется это другие тела. «Побежали!» и вниз.
А как же нога? А чот забыл я про нее. И так перебежками. Ветер, град, молнии. Глаза ищут хоть какое-то укрытие. Ничего. Через какое-то время ветер стих, град превратился в обычный ливень, и я замерзший и обоссаный промокший поплелся вниз до ближайшего укрытия. Думаю, как завтра моя нога распухнет и сказочке конец.
А что же вегетарианский руководитель похода? Они удачно забились в ущелье между камнями и туда же успели забиться все, кто находился рядом. Тут же нашелся специалист по горным молниям, он приказал «отбросить палки, телефоны, металлические предметы и ремни с металлическими бляшками». Так у нас в походе появилась расхожая фраза: «отбросить бляхи!» при виде молнии.
День 3. Он растаял
Прогулялся до «Приюта» (4100 м). Ледник «отступил» очень высоко. На его границе у меня были сомнения, стоит ли идти дальше в кроссовках. Текущие ручьи среди мокрой снежной каши сделали свое дело. Результат - мокрые ноги.
На «Приюте» немецкий турист спросил меня: «Я сегодня тут первый день. Ничего если я заночую сразу в «Приюте?» Спойлер: я на следующий день видело его живым.
Да тут почти все фотки вставлены авторства Stanislav 'Rukovoditel' Shavlo
День 4. Надевайте бахилы!
Переезжаем в отель «Чипер-Азау» (3000 м). Это «полусекретное» место - последний оплот цивилизации. Все что выше - приюты (читай бомжатники). Очень странно, что в отеле опять только мы.
Чипер Азау - это не "дешевый азау", как вам показалось. Это топоним!
Добавляем к снаряге арендованное: ледоруб, кошки и бахилы (все вместе около 1000р в день). У руководителя были сомнения насчет бахил, ведь он по снегу еще не гулял. А у меня нет. Эти типа такие утепленные синтетические «валенки» до колена. Одеваются на ботинки, а уже на них сверху кошки.
Прогулялись по мокрой снежной каше до конца скальной гряды (около 4400м). Зачем-то решил поберечь бахилы и пошел просто в кошках. На таком снегу кошки не держат, идти тяжело, ноги съезжают. Протыкаю кошкой ботинок насквозь.
Это ключевой день для моей акклиматизации. Именно ночевка на низкой высоте после четвертого дня стала главным ее пунктом. Вечером чуть хреновенько, утром все ок!
День 5. Переезд в бомжатники (3700м)
Здравствуйте мыши, столетние матрасы и носки альпинистов. Но ранняя кавказская цивилизация до сюда уже добралась. Кафе и хычины никто не отменил.
это в основном наши
Прогулялись до скал Пастухова (4700м). Раньше я считал этот участок самым сложным. Суровый уклон не подвел ожидания.
Результат: бахилы мокрые, ботинки сухие. Воды в бомжатниках нет ни в каком виде, ни для каких целей. Набрал как говорят в рекламе «кристальную ледниковую воду». Не повторяйте таких ошибок.
4700
День 6. Бэйскэмп
Переезд в «Приют» (4100м). Носки альпинистов - наше все. Начинаем подъем фразой: «ну что, если сегодня поднимемся на 5000, то шанс у нас есть».
Click to view
Так вот теперь то я точно знаю, что самый суровый участок оказался от скал Пастухова до «начала косой» (5000). Это просто матерный-прематерный уклон. Плюс все предыдущие плюшки в виде мягкой каши (да-да! и тут жара). Дыхание просто уже вдвое быстрее шагов, снял видео как я туда закарабкался.
Click to view
Ну что, это шанс? Нет еще! На обратном пути вчерашняя ледниковая вода доходит до нужных органов организма. Очевидно, что это отравление. У меня пожестче, руководитель успевает профилактически принять дозу водки. Какой результат дня? Мысли очень спорные. Оптимизма убавилось еще на 3 уровня. Мало того, что там такая жесть, так еще и это. Откуда нам взять сил?
День 7. Типа «день отдыха»
С какими мыслями мы подходим к штурму вершины? Да кто мы вообще такие? Откуда у нас столько сил возьмется? Может нам нужен ратрак? (Это такое «такси» - вездеход, который за денюжку подвозит всех халявщиков до высоты 5000)
- Палыч, кхм, товарищ руководитель экспедиции, нам нужен ратрак (звучит как волшебная пилюля, правда?)
- Отставить нытье, рядовой, я лучше не дойду нидокуда, чем возьму ратрак.
Одной простой фразой этот человек смог развеять все сомнения в выбранном пути. Сомнения, которые бы только мешали отдыхать (искать кафе, где туристы еще не сожрали весь лагман).
Результатом дня отдыха стала мысль: «если не поднимемся, то все равно больше сюда не поедем. Надоела Гора».
Приют
Ночь. Штурм
В эту ночь на штурм собрались все, кто ночевал в приюте. Небывалая суета вечером, звенят карабины и ледорубы. Ну и моя бельевая веревка тоже нарезается на «усы» и вяжется бантиком.
В 19-20:00 массовая попытка поспать. Возможно, кому-то такое удается, я не знаю. На высоте в принципе тяжело уснуть, а как вообще в такую ночь. Уснуть удается за несколько минут до подъема.
Массовое шевеление начинается уже после 23:00. Выходим одни из последних в районе «перед полуночью».
Ночь не холодная, ветерок есть но не сильный. Все замёрзло и наконец-то выключили солнце, которое уже прожгло мне глаза. Цепь фонариков ползет по темному склону.
Старт медленный и лёгкий. Руководитель скачет как олень и вскоре его фонарик теряется среди других где-то впереди.
Вдруг вспышка и знакомое бац. Пока далеко, затем все ближе и ближе. Красиво, но довольно волнительно.
На 5000 неожиданно догнал руководителя штурма Горы. Здесь первый привал. Сюда же прибывают группы на «такси». Народ усиленно утепляется. Только здесь надеваю пуховик. Руководитель использует комплект химических самогревов в ботинки и перчатки. А мне почему-то жарко.
Группы из «такси» занимают большую часть тропы. Они идут рывками, эти остановки бесят, приходится обгонять. На обгон уходит много сил. Теперь мы - «обочечники».
По пути рассвело. Открылись красивые виды. До «седла» дошли легко (5300м). На седле делаем второй привал. Состояние организма становится несколько «странным». Чай пьется хорошо, а вот шоколадка встает поперек горла и вызывает близкие к рвотным желания. Этот противный привкус я буду чувствовать до самого спуска.
"Седло". В эту тучу сверху надо залезть
Вот теперь то я точно знаю, где самая жесть. Вот тут она, ребятки, начинается. Называется «Вторая косая». Резкий такой подъем по диагонали на «горб» вершины, когда организм всеми силами туда не хочет. Сантиметровыми шагами. С непривычным ледорубом в одной руке. Пытаешься параллельно работать мозгом, перехватить ледоруб на другую сторону, встегнуться где возможно карабином, выстегнуться. Подъем происходит снизу прямо в облако метели. Надо удержаться на узкой тропе, шатает как пьяного. И шажочками «тёп-тёп-ледоруб».
Click to view
Веревочные перила кончаются где-то в центре метели. Куда идти дальше? Рядом гиды присели и тупят в свои GPS. Какая-то пара разглядывает вешки и утопывает в их сторону. Мы тоже начинаем различать вешки и идем дальше по ним. Больше ничего не видно.
Вскоре подъем становится совсем пологим. Идти надо почти горизонтально. И вот аномалия: идти нереально сложно. Тело не слушается! Продолжается «поход зомби» сантиметровыми шажочками «тёп-тёп-ледоруб». В это мне даже сейчас сложно поверить, никакого подъема, иди себе иди, но нет! Не идется. «Тёп-тёп-ледо-руб». Ледоруб нужен скорее, чтобы удержаться на ногах при сильном боковом ветре оценочно 20м/с. Иногда во время порывов приходится вставать на колени и упираться ледорубом, ибо не видно, что вокруг и куда тебя может сдуть. Так вот, я до сих пор не знаю длину этого участка. Пусть он запомнится мне как «бесконечность». Ты чувствуешь, что вершина где-то тут, в метели, рядом. А дорога не кончается. От вешки видишь следующую вешку и так - анлимитед. Сила, мораль, мана... все показатели ползут вниз с каждым шагом. И до последнего кажется, что сейчас ты не дойдешь до конца каких-то 3 метра.
Перед самой вершиной тропа так хорошо утоптана, что представляет из себя окоп глубиной полметра. Я вижу ее. Сильный порыв ветра. Падаю на четвереньки и прячусь в «окопе». Вот же эти три метра. Вползаю на четвереньках! Слезы! Ложусь и жду товарищ-начальника.
Click to view
Как я представлял себе это место? Стоит толпа туристов, очередь сделать сэлфи: «а вы нас не сфоткаете, пожалуйста?» Вот она реальность: лежу один на вершине в метели. Никого. Появляется руководитель успешного проекта. Он бодрячком: «Ура. Ура. Мы это сделали!», - я говорю: «Никаких ура. Сделали будет, когда успешно свалим отсюда». И не мешкая показываю пример, как это поскорее сделать.
Как я провел август
Не видно куда идти. Останавливаемся чтобы вглядываться в поисках следующей вешки. Наконец встегиваемся в перила. Прихожу в себя, когда спускаемся ниже облака и становится что-то видно. На «седле» уже можно смело радоваться. Как выяснилось, мы - первые из всех, кто пришел своими ногами. Подъем занял у нас стремительные 7 часов, а вовсе не вечность.
Огибаем гору и на 5000 уже попадаем в обжигающее солнце. Ледяной панцирь снова стал снегокашей, и это нам помогает спуститься широкими шагами за рекордные 3 часа. Ну хорошо, я проехал участок в пару сотен метров на жопе, не удержался от соблазна. По дороге сотрясаем ледорубами как викинги с охоты и поем две известных песни Manowar.
Сложилось впечатление что не смогли зайти примерно две трети людей из тех, что стартовали с нами. И остальные еще где-то на Горе.
День 8. Начался отлично.
Его нужно закладывать на то, чтобы свалить с Горы.