Инициатива "Наказуема"

Dec 29, 2012 01:07


Преамбула:
Реализуемая последние годы в Петербургском метрополитене новая визуальная концепция оформления вызывает много споров и противоречивых мнений. 
Информационная система разработана, что называется на "скорую руку". Информация о предполагаемой разработке, предшествующая проектированию, в СМИ не появлялась. Авторство известных дизайнеров или компаний специализирующиеся в области информационного дизайна в проектировании этой системы не представлено. В результате мы видим хорошее начинание выродившееся в довольно посредственное воплощение.
Тема обсуждения - инициатива в создании новой карты городского транспорта.
Это принципиально новый носитель информации, уникальный для пространства нашего города. Сведены вместе три системы транспортных потоков: Метро, Железные дороги и Водные линии "Аквабус". Подобные карты распространены в Европе и Азии, и более чем востребованы у нас в Петербурге - туристической столицы России №1.



Цель - актуализация проблеммы, возможность улучшить визуальный облик города. Облегчить ориентирование пассажиров.
Для сравнительного примера ниже представлена официальная карта метрополитена.

Предыстория:
Два года назад мне предложили поработать в метрополитене, в группе реализующей новую визуальную концепцию. По сути это была первая профильная работа, так как визуальными коммуникациями такого уровня у нас практически никто не занимается. К сожалению мои мотивы "внести больше ясности и информативности" утонули в рутинной работе, которая стала буднями на ближайшие 1.5 года. 

Своебразной отдушиной являлась разработка новой карты метро, макетом которой я занимался в свободное время по личной инициативе. 
Был произведен анализ существующих зарубежных аналогов, характерным отличием которых было, при кажущейся сложности - абсолютная ясность и интуитивность подачи сложной информации. 
Путешествуя я всегда фотографирую разнообразные визуальные системы. Можно назвать это хобби. 
Материала для исследования было достаточно - Германия, Франция, Швеция, Финляндия, США. 

В ту весну стартовал "Аквабус", и идея добавить на транспортную карту, водные линии, такие символичные для "Города на Неве", была настолько очевидна и прогрессивна, что только косность и недальновидность не позволяла увидеть это у людей непосредственно принимавших решения.

Переодически вместе с текущими работами по переоснащению станций я отправлял в метрополитен макеты новой карты. 
Эти разработки к сожалению даже не рассматривались. 
Зимой 2010 г. при сдачи станции "Обводный канал", время наиболее удачное для смены всех старых носителей, в этот момент можно было обновить дизайн карты полностью, так как производилось плановое внесение изменений во все макеты на всех станциях и вагонов поездов. Однако напечатали старую карту, добавив лишь точку новой станции. 
При запуске Адмиралтейской ситуация повторилась

Интерес к предлагаемой мною разработке возник позже, после презентации карты на Петербургском биенале дизайна "Модулор" (комментарий посетителя выставки по ссылке, нужно пролистать материал вниз): 
http://designet.ru/events/exhibition/?id=4520
К сожалению после очередной рокировки кадров в метро, интерес к данной разработке совершенно угас.
Сейчас в канун запуска новых станций "Бухарестская" и "Международная" перемены вновь становятся актуальны. Именно к запуску станции "Международная" планировалось обновить "обрезанный" дизайн карты. Метрополитеном было принято решение удалить водные маршруты... 
Переговоры о внедрении велись с весны 2012, работа шла параллельно, было внесено 2 корректуры.
Нужно добавить, что в это время я уже не работал с метрополитеном официально. 
Позже без видимых причин и обьяснений, обсуждение проекта было прервано, наступила тишина

Несмотря на все эти недоразуменя, я искренне убежден, что, ставшая буквально вирусом, фраза "Инициатива наказуема" не имеет права на существование. Ибо инициатива в моем понимании должна поощряться и приветствоваться. Так мы все вместе делаем окружающее пространство лучше и гармоничнее. 
Профессионалы должны творить, и тот факт, что в группе проектировщиков новой визуальной концепции метрополитена небыло информационного дизайнера, не говоря уже о группе профессионалов, принимается как данность. Как впрочем умалчивалось обьявление тендера на такую знаковую и имиджевую разработку для города

Для сравнительного примера привожу будущую официальную карту метрополитена (найдена в недрах "вконтакте"):

Имеет ли такой "франкенштейн" право на существование? Кому принадлежит авторство его создания? Страна должна знать своих героев!

Международная, Адмиралтейская, информационный дизайн, Бухарестская, коммуникативный дизайн, Карта метрополитена, инициатива, Обводный канал, инфографика, открытие новых станций, новая совмещенная транспортная карта, эргономика

Previous post Next post
Up