Преамбула:
Реализуемая последние годы в Петербургском метрополитене новая визуальная концепция оформления вызывает много споров и противоречивых мнений.
Информационная система разработана, что называется на "скорую руку". Информация о предполагаемой разработке, предшествующая проектированию, в СМИ не появлялась. Авторство известных дизайнеров или компаний специализирующиеся в области информационного дизайна в проектировании этой системы не представлено. В результате мы видим хорошее начинание выродившееся в довольно посредственное воплощение.
Тема обсуждения - инициатива в создании новой карты городского транспорта.
Это принципиально новый носитель информации, уникальный для пространства нашего города. Сведены вместе три системы транспортных потоков: Метро, Железные дороги и Водные линии "Аквабус". Подобные карты распространены в Европе и Азии, и более чем востребованы у нас в Петербурге - туристической столицы России №1.
Цель - актуализация проблеммы, возможность улучшить визуальный облик города. Облегчить ориентирование пассажиров.
Для сравнительного примера ниже представлена официальная карта метрополитена.
Предыстория:
Два года назад мне предложили поработать в метрополитене, в группе реализующей новую визуальную концепцию. По сути это была первая профильная работа, так как визуальными коммуникациями такого уровня у нас практически никто не занимается. К сожалению мои мотивы "внести больше ясности и информативности" утонули в рутинной работе, которая стала буднями на ближайшие 1.5 года.
Своебразной отдушиной являлась разработка новой карты метро, макетом которой я занимался в свободное время по личной инициативе.
Был произведен анализ существующих зарубежных аналогов, характерным отличием которых было, при кажущейся сложности - абсолютная ясность и интуитивность подачи сложной информации.
Путешествуя я всегда фотографирую разнообразные визуальные системы. Можно назвать это хобби.
Материала для исследования было достаточно - Германия, Франция, Швеция, Финляндия, США.
В ту весну стартовал "Аквабус", и идея добавить на транспортную карту, водные линии, такие символичные для "Города на Неве", была настолько очевидна и прогрессивна, что только косность и недальновидность не позволяла увидеть это у людей непосредственно принимавших решения.
Переодически вместе с текущими работами по переоснащению станций я отправлял в метрополитен макеты новой карты.
Эти разработки к сожалению даже не рассматривались.
Зимой 2010 г. при сдачи станции "Обводный канал", время наиболее удачное для смены всех старых носителей, в этот момент можно было обновить дизайн карты полностью, так как производилось плановое внесение изменений во все макеты на всех станциях и вагонов поездов. Однако напечатали старую карту, добавив лишь точку новой станции.
При запуске Адмиралтейской ситуация повторилась
Интерес к предлагаемой мною разработке возник позже, после презентации карты на Петербургском биенале дизайна "Модулор" (комментарий посетителя выставки по ссылке, нужно пролистать материал вниз):
http://designet.ru/events/exhibition/?id=4520
К сожалению после очередной рокировки кадров в метро, интерес к данной разработке совершенно угас.
Сейчас в канун запуска новых станций "Бухарестская" и "Международная" перемены вновь становятся актуальны. Именно к запуску станции "Международная" планировалось обновить "обрезанный" дизайн карты. Метрополитеном было принято решение удалить водные маршруты...
Переговоры о внедрении велись с весны 2012, работа шла параллельно, было внесено 2 корректуры.
Нужно добавить, что в это время я уже не работал с метрополитеном официально.
Позже без видимых причин и обьяснений, обсуждение проекта было прервано, наступила тишина
Несмотря на все эти недоразуменя, я искренне убежден, что, ставшая буквально вирусом, фраза "Инициатива наказуема" не имеет права на существование. Ибо инициатива в моем понимании должна поощряться и приветствоваться. Так мы все вместе делаем окружающее пространство лучше и гармоничнее.
Профессионалы должны творить, и тот факт, что в группе проектировщиков новой визуальной концепции метрополитена небыло информационного дизайнера, не говоря уже о группе профессионалов, принимается как данность. Как впрочем умалчивалось обьявление тендера на такую знаковую и имиджевую разработку для города
Для сравнительного примера привожу будущую официальную карту метрополитена (найдена в недрах "вконтакте"):
Имеет ли такой "франкенштейн" право на существование? Кому принадлежит авторство его создания? Страна должна знать своих героев!