СОВСЕМ НЕ РИФМОВЕДЕНИЕ -- АЛЕКСАНДР ИВАННИКОВ

May 03, 2014 19:26

biblioteka-2013.livejournal.com

Это не критический обзор, не анализ и даже не банальный отзыв о творчестве очередного талантливого поэта. Что анализировать в стихах Саши? Кому? И главное - зачем? Перед написанием статьи я не раз задавал себе подобные вопросы. И каждый раз не находил слов, чтобы сесть за клавиатуру. Вместить Иванникова в жалкий обзор казалось задачей неосуществимой. А писать серьёзный критический труд - задачей бессмысленной и определённо требующей иного уровня подготовки. Дни шли за днями, а понимание не приходило. Я откладывал "рифмоведение" снова и снова, пока однажды, вчитываясь в стихи, не осознал простого факта. Написать этот обзор невозможно. Ни при каких обстоятельствах. Никогда! И я отказался от мысли писать его.

Поэтому обзора не будет. Вместо этого я возьму вас за руку и поведу на краткую экскурсию. От одного стихотворения к другому.
( Свернуть )
Мне выпало в жизни удивительное счастье - знать и сметь называть другом не просто талантливого поэта, но поэта-пророка, поэта-песнопевца. Поэта, чьи слова бессмертны и в своём бессмертии вечно обжигаю души. Сколь часто талант в мире остаётся лишь блеском позолоты, да красотой холодного обелиска! Стихи Иванникова не таковы. Они живут. И дышат. Словно последний вздох поэта, последний его взгляд запечатлелись в простых и удивительно ярких строках.
Так не будем выискивать форм и правил, законов и степеней. Прислушаемся - и услышим.

"Над миром полыхает тьма,
И тишина плывёт как зуммер,
Тебе, сошедшему с ума,
Откуда знать, что ты не умер?

Быть может, ты, что столько лет
Отстаивал права безумья
И в полнолуньи видел свет,
Был только светом полнолунья.

Луна - особенный предмет:
Она равна себе иною;
Её не спрашивали, нет,
Хотела ль быть она луною,

В пространствах медленных паря
Близ абсолютного нуля."

"Кошмара ночного
Нелепая суть:
Огарка свечного
Уже не задуть -
Рука пламенеет
Как знак купины,
И странно немеют
Кричащие сны…
Встревоженность эха
И чуткость греха…
Смеётся прореха
Вослед пятака."

В этих строках есть зыбкое и ускользающее от глаза волшебство. Они намертво врастают в память. Пускают корни, входят в сны и думы. Сколько раз выходя в ночную темноту я непроизвольно ловил себя на мысли: "Даруя чёрным небесам то, что даровано и синим..." И лишь спустя мгновение понимал, что и это - стих Иванникова. И нет ни сил, ни желания вырывать слова из памяти. И произносишь их снова и снова, уже осознанно, вглядываясь в темноту. И чудится в темноте тихая улыбка, движется темнота, переливается оттенками. Подстраивается под стих.

"Даруя чёрным небесам
То, что даровано и синим,
Здесь каждый умирает сам
На перекрестьи гибких линий.

Затем шуршат карандаши
Своей мышиною пробежкой,
Что нет бессмертия души,
Пока есть вышняя надежда.

Что делать, если под стопой
Вдруг хрустнет панцирь насекомый?
Какою уходить тропой
От участи такой знакомой?"

Но не только темнота, весь мир подстраивается под звучание стиха. Говоря о магии слов, обычно понимаешь, что сила слов условна. Красивый образ и не более. Но есть стихи, от чтения которых кажется, что меняется ткань реальности. Так должен бы Орфей входить под мрачные своды мира мёртвых. Так должен бы бог-демиург словом поднимать из пустоты горы и высекать глубокие моря. Слова Саши звучат как чистая сила. Сила того, кто имеет право говорить наравне с богами. Мы часто забываем об этом таланте поэтов - тонем в бытовухе, читаем очередные страдания повседневности. Но талант никуда не девается. Он лишь ждёт того, кто пожелает подняться над сиюминутным. И стать пророком и песнопевцем.

"Трудно Авелю с Каином примириться:
Оба корня Адамова - суть - ясновидцы.
Один к славе своей под ножом подступает,
У другого печать на челе проступает.

В двух язы́ках прочтённая, горькая повесть,
Уходящая ко́рнями в древнюю совесть.
Наползает туман, словно милость пожертвованная,
То Адама Адам убивает близ жертвенника."

"Я не могу ничем тебе помочь,
Ты - дочь моя, железная, немая.
И поезда, идущие сквозь ночь,
Тебя гудком протяжно поминают.

Россия - тьма! Россия - окоём -
Сквозь бурелом кочующего дыма, -
Что даже в Божьем царствии твоём
Ни небо, ни земля неисследима."

Но и великие - смертны. Может быть от того и горят ярче? И светят чище? Что должны умереть. И хорошо понимают это. Предчувствуют свой конец и принимают его как ещё один дар жизни. Последний дар. Нам же, остающимся жить, остаётся лишь повторять снова и снова отдающиеся в вечности строки. Стихи ушедшего. И знать, что пока память хранит их - поэт продолжает жить. И улыбаясь из темноты смотрит на нас, вслушивается в поэтическое многоголосье.

"Пройдя сквозь толщу матового льда
Из облачно-кристального покрова,
О чём ты просишь, ранняя звезда,
Чигирь, Венера, Лю́цифер, Аврора -

Чего тебе? - здесь холодно, темно;
И звёздам здесь - ни славы, ни профита!
Актриса черно-белого кино,
Ты здесь одна (и роль давно забыта),

Ты погляди на городской кураж -
Одни огни - с такими нету сладу;
А ты одним лучом на абордаж?
Ужо тебе! искать былую славу.

Усни, звезда! Здесь тихо. Здесь темно.
Здесь хорошо, когда никто не будит.
А жизнь пройдёт, как старое кино,
И никого при этом не забудет."

"Этажи мои, этажи -
Привкус йода и ихтиолки.
Но душа продолжает жить
В городах пчелиной застройки.

Неожиданно под пятой
Прогибается асфальтина.
За последней нагой чертой -
Дождь - безмолвный и паутинный.

Не нарушить - одна беда -
Построенья ночного Феба!
Города мои, города -
Вавилонское ваше небо."

Если вы не были знакомы с творчеством Александра Иванникова - никогда не поздно. Прочтите. И вы поймёте, что навсегда стали богаче и лучше. Найти его стихи нетрудно в журнале памяти:

ivannikov_ru
И дай вам боги побольше света в жизни.

KALLIKANZAR

перепост

Previous post Next post
Up