Dec 21, 2015 15:18
О незаконных отказах в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «дети - сироты» и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в связи с достижением людьми этой категории возраста 23 года
Трезво оценивая ситуацию в стране, наше государство взяло под усиленную защиту множество категорий людей, попавших в особо тяжелую жизненную ситуацию: это те, кому без особой опеки государства просто не выжить, - инвалиды, и ветераны, дети - инвалиды и многодетные матери, малоимущие и дети- сироты.
Это те, кто с самого детства был лишен родительской любви и помощи, кто остался без опеки взрослых в силу разных причин - от смерти родителей, до оставления в роддоме непутевыми мамашами, или при лишении родителей прав в связи с тем, что те не исполняли свои обязанности, не могли осуществлять их полноценное воспитание, поскольку допустим, отец от воспитания и содержании устранился, мать не обеспечивала надлежащих условий воспитания, и оставление с ними детей нарушало законные интересы этих детей.
Самое распространенное явление - когда детишек после решения суда о лишении родителей родительских прав в отношении них, определяли в государственное учреждение на полное государственное обеспечение, согласно распоряжениям глав Администраций районов по месту регистрации или месту жительства такого ребенка.
Эти воспитательные и образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержат таких деток до 18 лет либо до момента поступления детей - сирот в учебные заведения, куда они поступают на льготном основании, и где им оказывают материальную поддержку в виде обеспечения бесплатной едой, одеждой, учебными пособиями и общежитием. За общежитие они также не платят.
В лучшем случае у таких детей имеется какая-никакая жилплощадь, которая может быть распоряжением глав администраций районов закреплена за ними, даже если они помещены в детские дома и интернаты.
Но бывает и так, что данная жилплощадь задолго до совершеннолетия детей - сирот приходит в полную негодность, признается ветхой и аварийной, непригодной к проживанию. Либо еще более частая ситуация, когда из-за халатности чиновников и человеческой подлости жилье, в котором зарегистрированы дети - сироты, бывает отчуждено без учета интересов детей и мнения органов опеки и попечительства.
Наиболее часто у тех людей в категории «дети - сироты», кто обращался за бесплатной юридической помощью в адвокатское образование, имел место именно второй случай. По рекомендации прокуратуры города, именно с такой ситуацией обратились три сестры и брат Н-ровы, в раннем детстве помещенные в детдома, и у которых, несмотря на постановление администрации о закреплении за ними жилой площади, квартира была продана матерью детей, лишенной родительских прав, еще в период их нахождения в детском доме. Контроль за исполнением решения был возложен на департамент образования региона, однако, никакого контроля не было, жилье было продано и дети остались без жилья. Еще в одном случае, ребенок - сирота А-пов был осужден и попал в места лишения свободы, воспользовавшись чем его родная сестра фактически лишила брата права пользования общим жильем. В третьем случае в отношении ребенка-сироты Б-вой была установлена опека со стороны бабушки, доля в жилье, где ребенок был зарегистрирован, была минимальной.
Как оказалось, мытарства этих детей-сирот с достижением ими совершеннолетия и началом взрослой жизни - не окончились.
Своевременно органы социальной поддержки, в том числе и учреждения, где почти все указанные сироты находились на полном государственном попечении - не собрали пакет документов о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья по категории «дети - сироты», не направили документы на исполнение в соответствующие органы. То есть, именно государственные органы министерства образования и органы социальной защиты нарушили права этих сирот, ненадлежащее исполнили свои обязанности. Ведь сам подросток защитить свои жилищные права не может в силу возраста, юридической безграмотности, отсутствия житейского опыта.
Когда, уже став взрослыми, все эти люди обратились за разрешением вопроса о защите своих жилищных прав, им всем было отказано во включении в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с мотивировкой, что они уже достигли возраста 23 лет, и государство считает себя свободным от обязательств перед ним. В отказах указано, что ранее действовал заявительный порядок постановки на льготный учет, в связи с чем ребенок, находящийся в детдоме, по их мнению, сам виноват в том, что своевременно не обратился с указанным заявлением и не собрал соответствующие документы.
Полагаю, что для всех адекватных людей очевидно, что отказы незаконны, поскольку виноваты в том, что все эти дети - сироты не были своевременно постановлены на льготный учет - государственное учреждение, в котором они находились, отдел образования, администрация района, которые были обязаны поставить их на учет как нуждающихся в жилье, разъяснить им порядок обращения, раз уж они считают, что действовал заявительный порядок постановки на учет, именно на них был возложен контроль за совершением этих действий в отношении незащищенного социально сироты.
Несовершеннолетний ребенок не мог достоверно знать, в каком порядке он может защищать свои жилищные права, и именно сотрудники отдела образования и администрации обязаны были хотя бы проинформировать его о правах, что он имеет право обратиться за внеочередным предоставлением специализированного жилья, куда именно, какие для этого надо было собрать документы.
Ни в связи с получением диплома об окончании учебного заведения, ни в связи со снятием опеки, ни в связи с достижением совершеннолетия этих людей, органы опеки не поставили их на очередь, как нуждающихся в жилье, не разъяснили права.
Проживать в том жилье, которое за ними было закреплено невозможно, - эти квартиры проданы, пришли в негодности, либо там уже проживает столько людей, что новый жилец может там поместиться разве, что стоя на одной ноге! И не вина этих людей, что государство в лице своих чиновников, не выполнило своевременно свои обязательства перед ними.
В настоящее время фактически все эти люди создали свои семьи, у них двое - трое детей, и теперь уже их семьи остро нуждается в жилье.
И вместо того, чтобы поддержать этих мужественных людей, которые преодолели свою сиротскую судьбу, смогли не только встать на ноги, начать работать и содержать себя, но и создать полноценные семьи, растить и воспитывать своих детей в условиях полной семьи, - чиновники министерства социального развития отказывают им в оказании помощи с жильем только на основании того, что они обратились за реализацией своего права на жилье после достижения ими 23 лет.
Причем, ни в одном законе или законодательном акте России не указано, что закон о детях - сиротах перестает распространяться и утрачивает свое действие с достижением человеком указанного возраста. Такой нормы нет, но чиновники толкуют закон очень вольно, забывая, что именно они виновны в том, что человек несвоевременно обратился за защитой своих прав, что эти люди не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и по категории «дети - сироты», поскольку даже не знали о такой возможности.
Статья 57 ЖК РФ устанавливает порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 1 данной статьи жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
При этом п. 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает исключение из общего правила - категории лиц, которым жилые помещения по договорам социального найма должны предоставляться вне очереди. Именно к данной категории относятся дети-сироты.
Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение определены п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Решениями ВС РФ установлено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением независимо от того, что они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения ими возраста 23 лет. При этом юридически значимым и достаточным для удовлетворения иска признавалось установление того, что истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) и пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) право на внеочередное предоставление жилого помещения, такое право им не было реализовано и на момент предъявления иска он нуждался в жилом помещении.
Так, например, решением Егорлыкского районного суда Ростовской области был удовлетворен иск К. к администрации Егорлыкского района о признании права на внеочередное обеспечение жильем и обязании постановки ее на учет, как оставшейся без попечения родителей. Удовлетворяя иск, суд исходил из того, что К. относится к категории лиц, перечисленных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, и, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Законом.
Суды нашей страны полагают, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды обязаны выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
И хотя в указанных выше случаях обстоятельства, из-за которых люди не были своевременно поставлены в очередь для предоставления жилья, обстоятельства сложились именно так, в Астраханской области еще не было решений о признании за такими людьми их права на получение жилья после 23 лет. Во всяком случае, прокуратура вместо того, чтобы обратиться в их интересах в суд, просто переслала их заявления в общественную организацию, мудро полагая, что если не могут помочь всесильные государственные органы и прокуратура со следственным комитетом, то чиновники уж конечно прислушаются к общественной организации. Либо были сильно заняты защитой прав иных категорий, а эти люди могут и подождать…
Хуже того, работу юристов по оказании этим людям бесплатной юридической помощи минсоцразвитие региона отказывается оплачивать, а, значит, получить квалифицированную юридическую помощь у этих людей не получится. Заколдованный круг чиновничьего равнодушия…
Для того, чтобы сложилась судебная практика региона по защите нарушенных прав детей - сирот, которым уже исполнилось 23 года, чтобы чиновники признали ошибки и недочеты в своей работе, из-за которых и произошло нарушение прав этих особо защищаемых государством людей, необходимо вмешательство на самом высоком уровне, и со стороны минсоцразвития региона, и со стороны Правительства и Губернатора, и со стороны органов, надзирающих за соблюдением законов.
И, конечно, необходимы общественные и правозащитные инициативы, в том числе и по несению изменений в законодательство.
Иначе эти люди, судьба которых и так незавидна, не смогут получить даже ту помощь, что гарантирована им государством, но в силу халатности чиновников - теперь им недоступна.
российский суд чиновники дети - сироты