Есть два вида патриотизма: народный и чиновничий. Они были, есть и будут, пока существует государство.
Настоящий патриотизм идёт из народа и в час опасности для страны побуждает идти за неё в бой с врагом и отдавать всё, что есть, для её защиты. Это молчаливый патриотизм, о нём не болтают на каждом углу, его совершают скромно и незаметно.
Чиновничий патриотизм - это патриотизм болтологии, когда за красивыми и правильными фразами обворовывают страну. Это про них поговорка: "для кого война, для кого мать родна". Ведь любое бедствие - лишняя возможность поживиться на людском горе.
Пример такого "патриотизма" у всех на виду - наше Министерство обороны. Наивно думать, что в нём банально воровали. В Министерстве обороны страны, по своему статусу, призванное защищать Родину, быть патриотами до мозга костей, процветала государственная измена.
Это "патриотизм" предателей. Он может быть неявным. И не обязательно измена Родине и переход на сторону врага, а, например, воровство в армии, наплевательское отношение к законам, ненависть к стране. Они патриоты по призыву, а не по душе. Прикажут сверху - станут патриотами. Скажут "отбой", так моментально и перестанут быть защитниками.
Нам долго внушали, что патриотизм - это последнее прибежище негодяев. Что патриот - синоним негодяю и изгою. Что национальные интересы - глупость вредная и несусветная, потому что кондовые патриоты не смогут получить вожделенный доступ в цивилизованное общество народов. На этом критерии, в начале 90-х годов в массы был брошен лозунг "Раздавить гадину!" А ведь "гадиной" было наше прошлое и будущее.
Такой приказной патриотизм очень удобен для власть предержащих своей предсказуемостью и повиновением. Настоящий патриотизм, наоборот, опасен своей искренностью. Власть его боится, но до поры до времени терпит, используя в своих интересах.
Шутить с народным патриотизмом не следует, потому что он может выстрелить социальной бурей, которую ничто не удержит.