Одесса часть 4

Jul 06, 2015 00:40


Так получилось, что я в последний год почти перестал писать в ЖЖ. В частности, это было связано с событиями на Украине — тяжело было продолжать рассказ про поездку в Одессу после того, как в ней стая озверевших нацистов заживо сожгла десятки людей... В результате, этот пост остался висеть незаконченным в приватном режиме.
Но вот позавчера странная прихоть судьбы занесла меня в подмосковный посёлок Томилино на улицу Гаршина. В Томилине я раньше стопроцентно никогда не бывал и вообще про него до позавчерашнего дня никогда не слышал, но название улицы было удивительно знакомым. Уже вчера что-то дернуло меня пролистать свои старые ЖЖ-посты и вдруг оказалось, что в Одессе я снимал комнату именно на улице Гаршина!
Поностальгировал, пересмотрел фотографии и решил как минимум закончить этот пост, а как максимум — дописать весь одесский цикл. Дописать больше для себя, чтобы оставить в памяти ту Одессу, которой уже нет, в которой Дом Профсоюзов был не местом жестокой расправы, а просто стоящим посреди огромной площади образцом монументальной советской архитектуры, так не похожим на остальную историческую застройку города.




Предыдущие части рассказа про мою поездку в Одессу можно увидеть здесь: часть 1, часть 2, часть 3
Фотографии кликабельны!

Знаменитая Потёмкинская лестница. Честно говоря, я был несколько обескуражен такой лаконичностью линий. Мне почему-то представлялось, что по краям должны идти декоративные перила с какими-нибудь вазонами или скульптурами на промежуточных площадках...
Однако, создатели предпочли ограничиться оптическими эффектами:
При взгляде снизу
- из-за того, что ширина основания почти вдвое больше ширины верхней ступени, то при взгляде снизу лестница выглядит значительно более длинной, чем есть на самом деле,
- если встать у самых ступеней, то промежуточные площадки скрыты, и кажется, что лестница состоит из сплошного массива ступеней одинаковых размеров,
- пьедестал памятника герцогу (дюку) де Ришелье оказывается скрыт, из-за чего знаменитый одесский градоначальник выглядит гигантом, стоящим среди людей на верхней ступени.



К сожалению, фотографии от самого подножия были сделаны в солнечный день и против света, пришлось взять ту, что я делал с дальней стороны Приморской улицы, поэтому, два из описанных эффектов несколько смазались.

При взгляде сверху, наблюдатель, наоборот, видит только промежуточные площадки и не видит ступеней:




Так же сверху виден Новый мол со стоящими на нем гостиницей "Одесса" и Морским Вокзалом. Разумеется, туда я тоже ходил и даже фотографировался рядом с памятником жене моряка. Вот только сделать фотографии доверил одному улыбчивому студенту из Пакистана, а тот оказался настоящим мастером: на обоих снимках я вышел с плотно закрытыми глазами :).

Рядом с лестницей действует фуникулер, по сравнению с киевским он гораздо скромнее по размерам, зато кабины выглядят уютней:




Но довольно о лестнице! Ведь сверху начинается та самая старая Одесса, ради которой я и приехал в город!
Напротив лестницы, в образе римского оратора, нас встречает один из первых и ключевых одесских градоначальников — герцог де Ришельё, праправнучатый племянник известного кардинала:




Основателей и первых начальников города (особенно, почему-то иностранных) в Одессе вообще любили и любят, в результате, множество улиц в исторической части названо именно их фамилиями.

Так Ришельевская улица получила имя уже упомянутого мной герцога (в Одессе принято на европейский манер называть его "дюком" - duc), но памятник с фотографии выше почему-то стоит на Приморском бульваре.

От приморского бульвара отходит Екатерининская улица, ведущая к одноименной площади. Официально они считаются названными по имени святой Екатерины, чью церковь там должны были построить по плану Екатерины II (своим рескриптом повелевшей заложить город), но церковь не достроили, поскольку пришедший к власти Павел I не любил бабку и финансирование города прекратил, зато теперь на площади стоит памятник императрице-основательнице.






(Забавно смотрится белье, сушащееся на балконе выходящем на центральную городскую площадь — визитку Одессы)

От Екатериненской улицы параллельно Приморскому бульвару идет Воронцовский переулок, названный в честь знаменитого генерал-губернатора Новороссии графа (впоследствии князя) Михаила Семёновича Воронцова. При этом памятник графу опять же почему-то стоит не в переулке, а на Соборной площади.




Честно говоря, я когда раньше слышал название "Дерибасовская", думал, что это какое-то слово из местного колоритного диалекта (кстати, этот говор мне довелось услышать только один раз, а большинство встреченных мной людей разговаривали на вполне себе литературном русском), а оказалось, что корни надо искать аж в Католонии! Улица названа по имени Иосифа (Хосе) Де Рибаса, основателя и первого градоначальника.




Еще один француз (после Решильё) и генерал-губернатор Новороссии — граф Александр де Ланжерон удостоился чести дать свою фамилию не только улице, но целой части города с одноименным пляжем.
Голландца Франца Де-Волана — строителя Одесского порта — увековечили в названиях Деволановской улицы и одноименного спуска.

Кроме начальства в Одессе ценят литераторов. Есть улицы Пушкина, Гоголя, Бунина, Олеши, Жуковского, Николая Гумилёва, Грибоедова, Блока, Гайдара, Ахматовой, Куприна, Ильфа и Петрова, Чуковского, переулки Катаева, Короленко, Радищева, Некрасова, Лермонтовский и 2-й Лермонтовский, площадь Льва Толстого. Не обошлось без традиционных для Украины проспекта и парка названных в честь Тараса Шевченко. Но, пожалуй, самой смешной улицей Одессы является бульвар Жванецкого.




Причем забавен этот бульвар не из-за имени известного сатирика, а тем, что на нем нет ни одного дома! С одной стороны расположен крутой склон, поросший деревьями, а все прилегающие дома второй стороны приписаны к другим улицам! :)
А еще на бульваре Жванецкого стоит памятник Мандарину!




В правление Павла I груз цитрусов фактически спас Одессу от запустения. Дело в том, что Павел I очень не любил свою бабку Екатерину II и все ее начинания. Досталось и основанной императрицей Одессе — Павел отобрал у только начавшего развиваться города все привилегии и отменил государственное финансирование строительства порта, что означало смерть торговли, а значит и всей Одессы. Одесситы были в отчаянии, многие купцы начали сворачивать свои дела. Тогда из города к Павлу I отрядили делегацию с тремя тысячами заморских мандаринов в подарок, как образец тех товаров, которые Россия может получать от одесской торговли. Попробовав фрукты, император сменил гнев на милость и выделил на развитие города значительную сумму.

Киев Одесса 2013

Previous post Next post
Up