Собственно заголовок этого поста - не столько про нас, сколько про те объекты, которые мы далее увидим, поскольку все они находятся в пустынной местности вдалеке от чего бы то ни было.
Итак, мы по-прежнему находимся в юртовом лагере, стоящем на уступе плато Устюрт близ берегов одного из остатков Аральского моря - в самой пустынной и малонаселённой местности из всех, в каких нам когда-либо доводилось ночевать. На часах - рань несусветная, а я спешу выбраться из юрты, чтобы увидеть (и заснять) рассвет над Аральским морем. Едва только я высунулся из дверного проёма, как ощутил на себе фирменный устюртский ветерок. На мне была куртка, но мне пришлось надеть капюшон и застегнуться доверху. Ну да, если вы думаете, что в пустыне всегда жарко, то вы сильно ошибаетесь: в пустыне - очень большие перепады температуры, а потому, если днём вам было жарко - то ночью или рано утром вы захотите надеть на себя всё, что у вас есть с собой, и даже чуть больше. Тем временем я убеждаюсь, что рассвет вот-вот начнётся, бужу Машу, и мы отправляемся за лагерь - к месту, откуда лучше всего виден горизонт со стороны моря.
Закат в этих местах выглядит довольно скучно - солнце проваливается за плато и пропадает из виду, напоминая о себе только розовыми отсветами, окрашивающими весь окружающий пейзаж в инопланетные цвета. Рассвет же здесь происходит со стороны моря, так что теоретически должен быть виден достаточно хорошо.
Рассвет уже близок.
Всю ночь небо было ясное, позволив нам увидеть на нём какое-то невообразимое количество звёзд, к утру же ровно на том месте, откуда должно было появиться солнце, образовалось облако.
Бывшее морское дно перед рассветом выглядит загадочно. Того и гляди проявятся призраки каких-нибудь доисторических рыб.
Светлеет.
Процесс пошёл!
Ура!!!
Потом мы позавтракали. Я ушёл в юрту собирать вещи под звуки запускаемых на прогрев двигателей наших внедорожников.
Читая мой журнал, вы должны были много раз встречать фотографии всевозможных юрт как в собранном, так и в разобранном виде, а также в виде каркаса, так что, наверное, внешний вид нашего юртового лагеря не станет для вас новостью. Скажу только, что ночью внутри было довольно прохладно, но толщина одеял, которыми была укомплектована наша юрта, это вполне компенсировала - думаю, что под ними можно не замёрзнуть даже в мороз. Юрта - штука просторная, а потому обогреть её внутренний объём собственным дыханием, как это получается в туристической палатке, здесь не удастся. Достаточно сильный ветер, дувший всю ночь, в юрте не был слышен и почти никак не ощущался (думаю, что причина этому - её аэродинамически обтекаемая форма). Словом, ночлег в юрте по моим впечатлениям достаточно сильно отличается от ночлега в палатке, хотя это, по сути, того же поля ягода.
Интерьер нашей юрты.
А мы тем временем собрались, погрузились в машину и, попрощавшись с хозяевами лагеря, тронулись в путь.
А вот и первая достопримечательность на нашем сегодняшнем пути. Какая достопримечательность?… Ну вон же, прямо посередине. Всё равно не увидели?… А если внимательнее?
На самом деле, эта штука построена из того же камня, из которого состоит скала, так что заметить её на фоне окружающего пейзажа почти невозможно. Подойдём поближе.
Только с близкого расстояния вы заметите, что здесь есть что-то рукотворное.
Некоторые части этого строения развалились, превратившись в бесформенные груды камней.
На самом деле, это - остатки средневекового караван-сарая, построенного в XII-XIII веках. Ныне он известен под названием Курганча-кала, хотя в XVIII веке к нему «приклеилось» ещё одно название - Давлет-гирей (так первоначально звали человека, который после принятия христианства стал известен как князь Александр Бекович-Черкасский).
Караван-сараи, построенные вне городов, как правило напоминают небольшую крепость, в которой караван сможет в течение нескольких дней держать оборону от всякого рода грабителей, так что слово «кала» (то есть, «крепость») присутствует в названии этого строения вполне обосновано. Если есть караван, идущий по пустыне, то всегда найдутся желающие поправить своё материальное положение засчёт заезжих купцов, а потому подобные грабежи всегда являлись проблемой, вынуждая караванщиков нанимать себе многочисленную охрану. Некоторые государства брали этот вопрос в свои руки, обеспечивая караваны охраной и гарантируя их безопасность при прохождении по своей территории.
Изначально это был только караван-сарай - четыре стены и источник питьевой воды (скорей всего, где-то здесь была сардоба). Потом всё это перерасло в факторию, куда представители кочевых народов свозили свои товары на продажу, и в конце концов - обросло ремесленными мастерскими. Так посреди пустыни возник средневековый бизнес-центр. «Маленький каракалпакский бизнес», - пошутил наш водитель.
По рельефу похоже, что когда-то это строение находилось выше по склону, непосредственно примыкая к верхней части плато. Потом кусок скалы откололся и «съехал» по склону вниз вместе с караван-сараем, который, как ни странно, при этом устоял.
Разглядываем мощные стены.
Рука реставратора не притрагивалась к этим стенам, так что мы видим караван-сарай таким, каким он до нас дошёл.
Тропинка, по которой мы сюда поднялись.
Взобравшись на верхнюю точку стены (там, где она ещё не угрожает обрушиться), можно увидеть всю территорию караван-сарая. Видно, что к стенам с внутренней стороны были пристроены небольшие помещения (для отдыха, содержания животных, хранения товаров и т.д.).
Находится всё это примерно над юртовым лагерем - в паре километров от него.
А ещё отсюда неплохо видна водная гладь остатков Аральского моря.
Чуть выше по склону торчит это странное образование. Поднимаемся к нему.
Похоже, что оно откололось от верхней части плато и съехало вниз вместе с караван-сараем.
Вид с этой точки.
А если заглянуть за него - то окажется, что на самом верху есть ещё и сторожевая башня. Между ней и нами - довольно глубокий провал, который, как видно, образовался в результате съезжания куска скалы. По крайней мере, я не вижу логики в строительстве башни и караван-сарая по разные стороны этой огромной ямы - значит, скорей всего, на момент постройки никакой ямы тут не было.
Смотрим вокруг.
Пора спускаться к парковке.
Следующая остановка - совсем маленький посёлок Кубла-Устюрт, существующий только потому, что кто-то должен обслуживать находящуюся на плато газокомпрессорную станцию. Именно ради этого сюда был проведён 130-километровый водопровод из Кунграта, обеспечивший существование этого маленького рукотворного оазиса посреди пустыни. В советские годы посёлок именовался Комсомольск-на-Устюрте, и тогда многие его жители занимались рыболовством (до моря было всего каких-то там десять километров). Потом море ушло, половине населения посёлка пришлось сняться с места и уехать. Кто остался - с рыбной ловли переключились на разведение верблюдов. Практически всё мужское население работает на той самой газокомпрессорной станции, женщины заняты хозяйством и садоводством (ну да, прям посреди пустыни).
Самый странный и неожиданный объект в Кубла-Устюрте - эта огромная заброшенная бетонная взлётно-посадочная полоса. Зачем она здесь такая, притом, что практически всё плато Устюрт - это готовая посадочная площадка для любой малой авиации, способной приземляться на грунтовые полосы?
Ну, серьёзно - зачем понадобилась такая огромная взлётно-посадочная полоса в посёлке, всё население которого без труда поместится в один единственный Boeing-767? Ну ладно, хорошо - были времена, когда здесь проживало около семисот человек, но для такого посёлка великоват будет даже L-410, а для него хватит и полосы длиной в 400 метров. Здесь я по Яндексу намерил 650 метров. Что же здесь такое приземлялось? Неужели Ан-24?… (вопреки распространившейся по интернету информации скажу, что военно-транспортные Ан-12 и Ил-76 здесь не поместятся).
Пожелание счастливого пути на каракалпакском языке, по-видимому, предназначено для того, кто когда-нибудь всё-ж-таки попытается отсюда взлететь.
По-узбекски это звучит как «Oq yo'l».
Взлетаем?…
Японцы, приехавшие вслед за нами, решили устроить на этой полосе спринтерский забег. Дело кончилось падением одной из участниц.
В предыдущем посте [
LJ] я уже подкинул одну идею для туристического бизнеса в Узбекистане. А вот ещё одна: можно забрасывать туристов на этот аэродром из Нукуса на маломоторной авиации (например, на том же самом L-410), катать весь день по пустыне, а потом этим же самолётом забирать из Муйнака.
Ближайшие к аэропорту строения посёлка. Одно из них - сельская школа.
Появившись в Кубла-Устюрте в подходящее время, вы получите шанс прикупить здесь верблюжьего молока. К нашему приезду оказалось, что хозяин верблюдов ушёл вместе со всем стадом в неизвестном направлении (на пастбища?), оставив в посёлке только этого верблюжонка.
Заехали в совсем маленький посёлок вахтовиков при газовом месторождении Урга. Когда я в прошлый раз писал про населённые пункты на плато Устюрт, я имел в виду что-то подобное.
Собственно посёлок - это несколько бытовок, расставленных на небольшой территории посреди пустыни. Примерно половина из них - жилые, остальные - кухня, столовая, душевая, склад и т.д.
Здесь довольно зелено даже несмотря на то, что мы сейчас находимся посреди пустыни.
Причём здесь якорь? Не знаю. Могу только предположить, что он был найден на дне Аральского моря кем-то, кто здесь жил.
Дальше - едем на Судочье.
Судочье - это озеро (а если точнее - то система озёр) в дельте Амударьи, непосредственно прилегающее к плато Устюрт. Ну а поскольку воду оно получает из тех же источников, что и Аральское море, процесс обмеления не обошёл его стороной.
В прежние годы оно было полноводным и представляло собой единое целое, соединённое протокой с Аральским морем. Процесс обмеления, начавшийся в конце 1960-х годов, оголил часть дна и превратил одно крупное озеро в систему из четырёх мелких, близких к полному высыханию.
Существует проект по строительству большого канала, ведущего сюда от бывшего устья Амударьи. В результате все её немногочисленные воды, которые сейчас доходят до бывшего устья и теряются где-то на просторах пустыни Аралкум, должны попасть в Судочье, наполнить его, а дальше по старой протоке - в Большой Арал. Всё это - огромный объём работ и огромная стоимость, а потому - неясно, когда дело дойдёт до реализации и дойдёт ли вообще когда-нибудь.
Судочье известно разнообразием своих пернатых обитателей, некоторые из которых занесены в Красную книгу. Есть, к примеру, люди, которые приезжают сюда, чтобы посмотреть на фламинго. Я поставил на камеру телеобъектив и фотоприклад - и понял, что имеющейся оптики катастрофически не хватает. Здесь нужно что-то, что похоже скорей на телескоп, чем на объектив. В качестве выхода из положения буду публиковать сначала весь кадр, а потом нарезку из этого кадра.
Белые точки в центре предыдущего кадра оказались лебедями. Серые, рядом с ними - это лебеди-подростки, которые ещё не обзавелись своим фирменным белоснежным оперением.
Ещё одно фото из серии «много белых точек в центре кадра»
А теперь - нарезка. Белыми точками оказались чайки, а в зарослях прячутся от посторонних глаз розовые пеликаны.
Ещё один фрагмент из того же кадра. Цапли.
Вообще-то здесь много кто плавает. Часто встречаются какие-то птицы, похожие на уток (в центре кадра - как раз одна из них), идентифицировать которых с такого расстояния почти невозможно.
А теперь - фрагменты из предыдущего кадра.
А вокруг нас - руины рыбацкого посёлка. Назывался он Урга (так же, как и мыс, на котором находился), появился в XIX веке как место ссылки поляков - участников Польского восстания 1863-1864 годов (того самого, после которого множество польских семей оказалось разбросано по всей тогдашней территории России). Потом место ссылки превратилось в просто рыбацкий посёлок, который в лучшие годы населяло несколько сотен человек. С обмелением озера рыбалка как способ добычи пропитания потеряла всякий смысл, так что люди стали спешно уезжать отсюда. Последний житель покинул Ургу в 1971 году.
Ныне о том посёлке напоминают только руины, то там, то здесь торчащие из голой земли, да остатки кладбища.
Тем временем нам пора возвращаться в Нукус. Мы съехали с плато и оказались на старой разбитой (но асфальтированной) дороге, частично занесённой песком. О да - первая асфальтированная дорога за истекшие сутки езды по пустыне! И она вела нас к цивилизации.
По пути в Кунграт повстречали двух верблюдов на свободном выгуле. Их хозяин нашёлся чуть дальше едущим по той же дороге на тракторе.
Дальше нас ждал вкусный обед в Кунграте, а потом - короткий переезд в Нукус. Там мы немного погуляли, выпили чай в одном из ресторанов, после чего отправились в пешком аэропорт (он там в получасе ходьбы от центра).
P.S. Некоторые фотографии из этого поста стали иллюстрациями к
статье Маши для здешнего русскоязычного издания podrobno.uz.
Техническая информация:
Наименование объекта: Кубла-Устюрт
Альтернативное наименование: Комсомольск-на-Устюрте
Cтатья на Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубла-Устюрт Географические координаты: 44.0275, 58.24722
Высота над уровнем моря: 162 mНа Goole-карте:
44.0275,58.24722На Яндекс-карте:
44.0275,58.24722 Почтовый адрес: Узбекистан, 230617, Республика Каракалпакстан, пгт. Кубла-Устюрт
This entry was originally posted at
https://pilottttt.dreamwidth.org/430826.html.
Содержание- На внедорожниках по плато Устюрт, часть I. Море, которого нет
- На внедорожниках по плато Устюрт, часть II. Затерянные в пустыне