Не буду подробно описывать предысторию, как мы впервые оказались в том лесу - если вы захотите, то сможете прочитать её в
этом посте [
DW] (кстати, на днях исполнится год с тех событий). Ту заброшенную деревню мы присмотрели на обратном пути. Странное зрелище - завораживающее, настораживающее и притягивающее одновременно. Вроде бы дома выглядят так, словно их хозяева только что ушли куда-то за покупками, но, судя по ряду признаков (оборванные провода, выбитые стёкла, газеты начала 2000-х годов, следы диких кабанов вокруг домов), здесь никто не жил уже лет двадцать. В один из тех домов мы и зашли.
Внутри был полный бардак и следы пребывания мародёров - охотников за цветметом (на эту мысль меня навели обнаруженные там остатки пылесоса, из которого кто-то выдрал всю начинку). Ну и на прощание кто-то из них, конечно же, не забыл выбить окно (как же без этого?…). Оглядевшись вокруг, мы пришли к выводу, что дом, несмотря на годы заброшенности, всё ещё пригоден для жизни. Более того, оставляя этот дом, хозяева явно планировали туда вернуться (незадолго до этого кто-то поменял крышу и частично отремонтировал печку, основательно запасся дровами). Но, по-видимому, звёзды сошлись не в том сочетании, и дом так и остался заброшен.
Я попробовал растопить печь. Она оказалась вполне работоспособна за единственным исключением - первое время (пока печь не прогрелась) она довольно заметно дымит из трещины, образовавшейся в ней за годы заброшенности. Словом, для отопления она оказалась вполне пригодна. Главным же фактором, ограничивающим возможности длительного проживания там, оказался колодец. Думаю, что это - основная проблема во всех заброшенных деревнях: если колодцем долго не пользоваться, то вода в нём портится, сгнивает, становясь непригодной для питья. Ну а других источников воды там нет. В общем, оглядев всё это как следует и обдумав, мы решили вернуться туда ещё раз, на этот раз уже - с ночлегом, прихватив с собой достаточное количество питьевой воды.
Итак, прошло время. Мы наполнили рюкзаки всем необходимым и вновь отправились в сторону нашей заброшенной деревни. Путь к ней от железной дороги лежит через лес: примерно полчаса хода по остаткам тракторной колеи - и мы на месте. По пути иногда встречаются редкие в этих местах грибники, но чаще всего на этой дороге никого нет. Время от времени под ногами попадаются следы землеройной деятельности здешних кабанов. Ну а ещё на этой дороге встречается такая неприятная штука, как лосиная муха (очень приставучее насекомое, которое с голодухи может сильно интересоваться людьми). Впрочем, это - не единственная дорога, ведущая в ту деревню. Когда-то существовала ещё одна грунтовая дорога, ведущая в райцентр, но она настолько заросла, что угадать её местонахождение теперь почти невозможно.
В деревне мы застали каких-то людей на квадроциклах, которые, по-видимому, привезли своих друзей, чтобы показать им «настоящую заброшенную деревню». Нас они поприветствовали так: «О! А вы как сюда попали?…» (должен сказать, что серьёзность наших намерений выдавали размеры наших рюкзаков). В ответ мы им поведали, что тут в получасе ходьбы есть железная дорога, а они нам - что в соседнем доме до недавнего времени жил один единственный дед - последний обитатель этой деревни. Пожелав нам удачи, они уехали, а мы пошли в дом.
Кажется, первое, за что я взялся, это - печь. Погода была уже достаточно прохладная (это был примерно конец сентября - начало октября), а потому нужно было успеть хоть как-то прогреть дом до ночи, так что я сходу взялся за растопку печи. Собственно это была классическая русская печь, со сводом, которая очень долго разогревается, но потом долго держит тепло. Кажется, полноценная теплоотдача у неё началась только часа через четыре непрерывной топки. За это время мы немного подразгребли бардак в доме и организовали минимальное жизненное пространство. Окно, выбитое мародёрами, я заделал при помощи скотча и найденного там же в доме полиэтиленового пакета. Получилось вполне юзабильно. Ну и в довершение всего мы закипятили чай и организовали чайный стол. Необычно было наблюдать, как дом, в котором давным давно никто не жил, словно бы просыпается от многолетнего сна, согревается, оживает. Из каких-то щелей повылезали ночные бабочки, проснувшиеся от тепла, и стали летать вокруг нас. Потом стемнело. Мы включили свой палаточный фонарь и разожгли две найденные в доме свечи. Интересно было осознавать, что наши окна - единственные светящиеся окна на всю округу. Снаружи в это время взошла полная луна, которая освещала всё вокруг словно большой фонарь, так что можно было без проблем выйти наружу и в полной тишине наблюдать за ней и за звёздами (а тишина там была действительно полная - такая, какой не бывает ни в одном городе, а только в таких глухих местах). Потом мы расстелили свои спальники на найденном там же в доме матрасе, придвинув его вплотную к печи, и легли спать.
Наутро я покопался в разбросанных повсюду газетах и нашёл (удивительное дело!) записку-обращение хозяйки дома к мародёрам. И в этом письме она - помимо того, что в литературной форме и без единого нецензурного слова излагает всё то, что думает о мародёрах, в самом конце текста просит: «раз уж вы тут понахулиганили - то уж хотя бы половицу почистите» (кстати, половицу мы там уже не нашли). Вот такие деревенские женщины.
Движимый впечатлениями, я нашёл чистый лист бумаги (кажется, он был из какого-то календаря) и едва пишущую ручку, которой начертал на этом листе: «Спасибо этому дому за тепло и ночлег. Маша и Олег».
Печку я растопил исключительно ради приготовления завтрака - к утру в доме стало по-настоящему тепло. После завтрака мы вышли оглядеться. За домом нашлись остатки каких-то построек (летний душ и т.д.) и несколько одичавших яблонь. За всем этим проглядывало что-то похожее на руины бани, но они выглядели так, что без строительной каски туда лучше не соваться. Прогулявшись по остаткам деревни и позаглядывав в окна брошенных домов (там, где к ним ещё можно подобраться), мы решили сходить в соседнюю деревню (по слухам, она тоже заброшена). Отличным ориентирам служили столбы, оставшиеся от оборванной линии электропередач (кстати, потом мы нашли и трансформатор, от которого когда-то снабжалась электричеством наша деревня). А вот соседняя деревня по факту оказалась ни разу не заброшена - по всему видно, что люди здесь бывают: кругом цветочные клумбы, за состоянием которых явно кто-то следит, и свежепокрашенные дома. И, конечно, действующий колодец (при необходимости сюда можно ходить за водой). Оглядев всё это, мы пошли назад. Зашли на прощание в наш дом и, уложив рюкзаки, отправились в сторону железной дороги.
Вот такая история.
This entry was originally posted at
https://pilottttt.dreamwidth.org/408939.html.