В общем-то любителей «Любителя» в мире немного (помимо меня), но тем не менее такие психи есть, а информации в сети по этой камере довольно мало - потому время от времени мне приходится отвечать кому-нибудь в личку на вопросы типа «Как отъюстировать фотокамеру Любитель в домашних условиях» и т.д. Словом, настал тот момент, когда я почувствовал возможность (и необходимость) начать делиться опытом обращения с этой антикварной камерой. Все посты такого рода будут видны под тегом
фотокамера любитель делимся опытом, первым из которых стал
пост про макролинзы. Сейчас же речь пойдёт про кадровую рамку и всякого рода посторонние следы, которые может оставлять на плёнке данная камера.
Итак, листая мой журнал, вам наверняка доводилось встречать в нём кадры, в которых, помимо изображения, присутствуют какие-то посторонние следы:
Горизонтальные следы - это царапины от одного из роликов камеры, не очень качественно отполированного. Вертикальные - это касание чувствительного слоя плёнки с элементами кадровой рамки. Попробую рассказать, где именно могут возникать такие касания, и как я эту проблему побеждал.
Но для начала - давайте разберёмся, как снять кадровую рамку с камеры. Для этого нужно поддеть отвёрткой её верхнюю часть - там, где она входит в паз на корпусе, и потянуть на себя:
На всякий случай уточню, что на всех моих иллюстрациях - самая первая модель «Любителя», выпускавшаяся с 1950 по 1956 годы (собственно, на неё и сняты все мои чёрно-белые кадры). «Любитель-2» отличается от него только конструкцией затвора. Всё 166-е семейство «Любителей» имеет ряд отличий как в конструкции, так и в дизайне, но кадровая рамка у них отличается только отсутствием на ней механизма фиксации подающей катушки.
Если мы посмотрим на кадровую рамку снизу, со стороны ролика - то заметим, что верхняя и нижняя её перекладины немного утоплены по сравнению с боковинами. По сути, эти боковины работают как полозья или лыжи - они скользят по краям плёнки во время её перемотки, соприкасаясь с ней в тех местах, которые при фотосъёмке не используются (царапины, которые обычно видны по краям негатива за пределами кадра, остаются именно от этих «полозьев»). При этом между плёнкой и обеими «перекладинами» должен оставаться небольшой зазор:
Но - от времени или из-за неправильной сборки может случиться так, что одна из перекладин при перемотке чиркает по фотоэмульсии где-то в пределах кадра, отчего образуются продольные царапины и множество всяких посторонних следов там, где их быть не должно. Проверить наличие этого зазора можно, например, приложив линейку и посмотрев на просвет:
Вторая возможная причина появления таких следов - это просадка роликов. Возникнуть такое может, например, если кто-то пытался с силой промотать плёнку, застрявшую в подающей катушке - при этом чаще всего нижний ролик оказывается вдавленным внутрь рамки. Если такое произошло - плёнка будет соприкасаться с кромкой нижней перекладины кадровой рамки.
Ну и наконец третий возможный источник продольных царапин - это полукруглый элемент крепления внизу кадровой рамки (он зацепляется за выступ на корпусе камеры). Если при сборке камеры этот элемент не до конца сел на выступ в корпусе - он может соприкасаться с плёнкой в средней части кадра, причём как правило такое соприкосновение происходит на последних кадрах плёнки (то есть - когда намотка на подающей катушке достигла минимального диаметра).
В целом вся картина должна выглядеть примерно вот таким образом (вертикальные «полозья» я изображать не стал - так лучше видно, что происходит с плёнкой в пределах кадра):
А вот таким образом, с помощью линейки, можно убедиться, что ролики не вдавлены внутрь - они должны примерно на полмиллиметра выступать над рамкой.
Должен отметить, что мне не с первого раза удалось избавиться от всех касаний - пришлось несколько раз править рамку и пересобирать. Ну а чтобы окончательно убедиться, что всё получилось как надо, я зарядил в камеру ракорд (без плёнки) и промотал на всю длину - на его чёрной стороне отлично видны все места, где происходят касания с деталями камеры.
Что касается горизонтальных царапин от ролика - эта болезнь побеждается очень легко при помощи полировального круга. Прижимаем ролик к полировальному кругу под углом примерно 45° - в этом положении ролик будет иметь достаточное трение о поверхность круга и при этом продолжать вращаться, и таким образом обрабатываем всю его поверхность. Желательно для профилактики отполировать оба ролика (по крайней мере, хуже от этого они точно не станут).
Устанавливая рамку на камеру следим, чтобы она села на своё место без перекосов и до упора, иначе в каком-то из углов кадра картинка будет не в фокусе.
Вот, пожалуй, и всё - для первого раза хватит ;)
This entry was originally posted at
https://pilottttt.dreamwidth.org/375917.html. Please comment there using
OpenID.