Валялась у нас тут в шкафу советская среднеформатная фотокамера «Любитель» 1951 года выпуска (ещё Сталина помнит), в которую плёнка заряжалась в последний раз больше тридцати лет назад. И вот однажды при взгляде на неё у меня зачесались руки.
Камеру я полностью перебрал (т.к. там намертво закисли детали затвора): чистка/смазка/юстировка. Далее, поначитавшись интернетов, я выяснил, что чуть ли не самая главная претензия к этой камере - многочисленные отражения от внутренних поверхностей, из-за чего снимки выходят неконтрастные. Да, камера изнутри чёрная, но эти чёрные поверхности превосходно отражают свет, что создаёт сильную паразитную засветку. Заморочившись этим вопросом, я покрыл стенки изнутри смесью из алкидного лака и толчённого активированного угля. Поверхность стала несколько грубовата (всё-ж-таки уголь нужно было просеять), но за то с полным отсутствием каких-либо бликов. И вот наконец - закупаемся плёнкой (о да, 120-я среднеформатная плёнка мало того, что до сих пор производится, так ещё и ведутся новые разработки) и выходим на фотоохоту.
Наверное, в тот день я был самым экзотичным фотографом в Лобне, потому что у меня на шее одновременно висели и цифровой «Олимпус» (который я использовал в качестве экспонометра), и древний «Любитель», который по нынешним временам можно увидеть разве что в фотомузеях.
Должен сразу сказать, что любителевский видоискатель - штука сильно непривычная (смотреть в него приходится перпендикулярно снимаемому виду, который, к тому же, отображается зеркально наоборот, что требует соответственно зеркально-перпендикулярной координации движений при выборе границ кадра), потому почти все кадры у меня получились с сильно заваленным горизонтом. Тем не менее, поскольку это - только первая проба, выкладываю всё как есть, без исправлений.
Итак, поехали! Вид из окна.
«Прогиб» верхней границы кадра - это из-за деформировавшейся от времени стенки камеры. Ну а ни резкостью, ни цветопередачей любителевская оптика не блистала от рождения.
Снимаем с полностью открытой диафрагмой.
Всё-ж-таки я промахнулся со своей юстировкой «на глаз» - в фокусе оказалась дверь вместо снимаемого объекта. Ну и - да, каюсь, давно не держал в руках камеру без стабилизации
Выходим в парк.
Вот такой артефакт получился от любителевской оптики в правом нижнем углу кадра (хотя снималось вроде как и не против света)
А теперь - самое страшное. Снимаем против света. И вот тут как раз и сыграло роль моё чернение внутренних поверхностей. По крайней мере, я ожидал от этого кадра чего-то гораздо более худшего. Только теперь уже имеем артефакт в левом нижнем углу кадра
Небольшой пересвет. У меня вообще есть подозрение, что выдержки, реально отрабатываемые затвором этой камеры, заметно длиннее заявленных
А теперь - самое интересное. Снимаем на чёрно-белую плёнку.
И тут оказалось, что чёрно-белая плёнка (для которой изначально и создавалась эта камера) заметно маскирует многие огрехи примитивной оптики «Любителя». Сними я этот кадр в цвете - весь правый нижний угол был бы одной сплошной радугой.
Самое интересное, что можно делать с помощью «Любителя» - это снимать прохожих. А потому, что человек, стоящий посреди тротуара и глядящий куда-то вниз на висящую у него на шее непонятную чёрную коробку, никак не ассоциируется с фотографом, который вот прямо сейчас в данный момент снимает вас без вашего на то согласия
В общем, мораль сей басни такова: если я и буду в дальнейшем снимать на эту камеру - то только на чёрно-белую плёнку, т.к. в цвете она мне, скажем так, сильно не понравилась. Ну и, конечно же, попробую всё-ж-таки решить вопрос с юстировкой. И буду пытаться привыкнуть обращаться с шахтным видоискателем.
P.S. Фотоотчёт из Изборска - будет. Мы вот буквально только сегодня утром слезли с поезда - нужно время, чтобы разобраться во впечатлениях и разгрести фотоматериалы.
This entry was originally posted at
https://pilottttt.dreamwidth.org/346459.html. Please comment there using
OpenID.