Случай из жизни моего друга, Николая Григорьевича, представителя "Аэрофлота" в Уганде (некоторые цифры отличаются от цифр, данных в Википедии).
01.07.1976 г. самолет авиакомпании «Эйр Франс» рано утром взлетел в Афинах и взял курс на Париж. Длительный рейс из Филиппин подходил к концу. Экипаж в мыслях уже был в родном городе, отдыхал в тени ухоженных парковых деревьев на берегу Сены.
На борту Боинг-747 находилось 256 пассажиров, в том числе французы, израильтяне, филиппинцы и другие.
Вдруг в салонах раздался громкий хлопок, похожий на взрыв петарды, настороживший пассажиров. Тут же в служебных проходах появились крепкие и наглые молодые люди в темных очках с оружием в руках:
- Самолет захвачен! Всем сидеть!
Один из них передал через стюардессу, развозившую на тележке напитки и сувениры, требование: «Освободить сидевших в тюрьмах Германии 11 турецких экстремистов, а экипажу следовать в Каир. За невыполнение требований самолет будет взорван! Аллах Акбар!».
Вот тебе и Париж, вот тебе и отдых с семьей в прохладе Булонского леса!
Оружия у экипажа не было. Да и как его применять на большой высоте с перепадом давления в герметичных салонах в 0,5 атмосферы, когда на 1 квадратный метр площади давит усилие в 5 тонн. Капитан Жак Вонтен доложил о ситуации на борту по дальней связи в Париж и стал через стюардессу вести переговоры с главарем захватчиков. Цель одна - спасти пассажиров.
По указу налетчиков запрашивали аэропорты Триполи, Бейрута, Каира, Хартума, Афин о приеме самолета Боинг-747. Все дали категорическое запрещение на прилет. Наконец, Энтеббе согласился принять захваченный лайнер. Сам Президент Уганды проявил инициативу в разрешении сложившейся обстановки.
Иди Амин - весьма колоритная личность. Высокий, ростом 196 сантиметров, 47-летний генерал, а затем - маршал, с прекрасным военным образованием и прослуживший в британских войсках много лет.
Да к тому же еще и не бедный человек, владелец многих предприятий, плантаций, участков земли, в том числе и взлетно-посадочной полосой и аэровокзалом в Энтеббе, поддерживаемый 20-тысячной армией, имел право и возможности принимать такое важное решение. К слову, в конце 70-х, маршал Иди Амин, тайно положивший на свои счета в банках Саудовской Аравии десятки миллионов долларов, был вынужден срочно бежать из своей страны и жить в роскоши под покровительством короля Аравии.
В 02.00 по Гринвичу самолет «Эйр Франс» приземлился и зарулил на перрон старого аэровокзала.
Военная полиция и карабинеры окружили здание и самолет. Дипломаты посольства Франции начали вести тягучие, сложные и опасные переговоры с захватчиками с целью облегчить участь пассажиров. Наконец, террористы разрешили перевести из самолета в аэровокзал под жестким контролем своих бойцов около 50 пассажиров.
Наступило утро. Жара быстро окутала все живое, заползла в самые теневые и укромные местечки. Кондиционеры в самолете не включались, а в аэровокзале яростно месили густой воздух вентиляторы. Работники посольства Франции вымучили еще одну уступку - давать всем питьевую воду без ограничения. Жара, ухудшающая состояние детей, пожилых и больных пассажиров, неопределенность в дальнейшем существовании, зависящем от прихоти захватчиков, отсутствие пищи истощали людей физически и морально.
Николай Григорьевич помогал своим французским коллегам, предоставив автомашины, свои каналы радиосвязи и приватные контакты.
По дипломатической линии тоже велась трудная борьба. Решался извечный вопрос «что делать?». Наконец, конституционная обязанность защищать своих граждан всюду, где бы они не находились, принципиальная решительность и неуступчивость в борьбе с террористами привели спецслужбы Израиля к твердому выводу.
03.07.1976 г. в 02.00 ночи без запроса и разрешения, при полном радиомолчании на аэродроме Энтеббе приземлились три самолета с опознавательными знаками из звезд Давида. Из грузового Си-130 стремительно выпорхнули военные джипы с телескопическими трапами и подлетели ко всем дверям и грузовым люкам французского Боинг-747. Из двух прилетевших Боинг-707 выскочили израильские солдаты. Командовал спецназом высокий властный майор с черной повязкой на правом глазе. По его команде бойцы моментально окружили здание аэровокзала, близстоящие ангары, склады и французский самолет. Появляющихся на их пути явно оробевших угандийских карабинеров решительные коммандос, не церемонясь, сбивали с ног и валили мордой в бетон, отбросив их оружие в сторону.
Оттренированные спецназовцы быстро проникли в Боинг-747. На аэродроме со стороны прибывших велась интенсивная стрельба по любой движущейся цели - спецназ стреляет, потом разбирается. Шальные пули обезумевшими осами впивались в дюралевые обшивки на ближайшей стоянке прикорнувших на ночь истребителей, с противным визгом рикошетили от бетонных стен и на излете свинцовыми «монетками» шлепались на землю.
Николай Григорьевич с началом стрельбы сумел вывести своих пассажиров из аэровокзала и разместить их в ближайшем отеле. Затем побежал к своему техническому домику с мыслью постараться не допустить порчи казенного имущества. Но перед складом уже был вырыт окоп полного профиля, и сидящий на куче свежего краснозема израильский солдат скомандовал:
- Гоу - гоу!
- Это вы геть отсюдова! - закричал Николай.
- Га, да ты земляк? - обрадовался командос. - З виткиля, друже?
- Да-а-а, - изумленно протянул Николай, услышав родную мову, - з пид Полтавы, а ты?
- Я то? Я з пид Черновиц! Друже, иди пока в укрытие - пуля зацепит, - посоветовал боец израильского спецназа с украинским акцентом.
Вскоре операция по освобождению заложников - пассажиров была закончена. От момента посадки израильских самолетов Си-130 и двух Б-707 с коммандос и до отправления освобожденных пассажиров и бойцов спецназа в Тель-Авив прошло 57 минут. Многосторонние дипломатические переговоры на всех уровнях продолжались 24 часа
Результаты операции спецназа Израиля таковы: все 20 террористов в первые же минуты боя были уничтожены. Во время интенсивной перестрелки погибло несколько полицейских и карабинеров Уганды, не знавших суровое правило спецназа всех стран - впереди летит пуля, затем - слово. Во время штурма Боинг-747 погиб отважный командир спецназа. И самое печальное - от стресса и постоянной жары и жажды умерли 7 пассажиров французского Боинга.
Стены зданий сохранили на себе следы от пуль. Угандийские истребители Миг-17 были изрешечены шальными пулями. Сам Боинг тоже получил несколько пробоин. Техдомик Аэрофлота остался невредимым.
Эти трагические события 1976 года более подробно описал в своей 300-страничной книге заместитель командира штурмовой группы капитан израильского спецназа Эйхман. На экранах всего мира был показан волнующий кинофильм о событиях тех трагических суток.
Представитель "Аэрофлота" Николай Григорьевич в Уганде получил от Посольства Франции искреннюю благодарность за оказанную помощь пассажирам парижского рейса.