- Привет, Бен. Ну что, начнем сегодня Complex отлетывать?
- Да, ты прочитал РЛЭ?
- А то...
- Отлично, тогда не будем терять время и пошли на рампу знакомиться с машиной.
Внешний осмотр, топливо, масло, чуть более мощный двигатель, но все тот же "Lycoming", смотрим подтеки вокруг винта, все более или менее логично и привычно. Забираемся в кабину: - Это вам не Cessna, кокпит просторнее, плита приборов уже похожа на настоящую самолетную и немного полукруглой формы для удобства обзора, на первый взгляд чуть больше разных будильников и тумблеров, присутствует гидравлика и speedbreaks, восторг!
- Так, дружище, знаешь что самое сложное у самолета с убирающимся шасси? Ммм?
На секунду залипаю.
- Ээм, ну процедуры там разные, и бла-бла...
- Это слишком глубоко: запомни, самое сложное у самолета с убирающимся шасси - это то, что у него убираются шасси. Помни это, заходя на посадку! Приобретенные навыки, они, знаешь, играют иногда с пилотом злую шутку, у тебя под 150 часов на другом типе. Вот смотри: начал снижаться, погасился, чуть раньше зачитал чеклист, начали векторить, шасси еще рано выпускать, еще повекторили, потом долгий ровный заход с прямой, расслабился, оттримировался и спокойненько так идешь себе по глиссаде, наслаждаешься видом огней подхода, 100ft, 50ft,..20ft малый газ,10ft, 5ft, и... скрежет, искры, маты. А потом придется в эфир робко: "вышка, я тут лоханулся, шасси забыл выпустить, пришлите, пожалуйста технику для эвакуации". Полосу закроют, всех раскидают по зонам ожидания, FAA инспекторы понабегут. Не смейся, это бывало сотни раз с пилотами, у которых огромное количество часов за плечами. Держи это в памяти. Давай уже, поехали дальше, чеклист и запускайся.
Запустились, получили погоду, доложились о намерениях, запросили руление и вот оно, первое отличие: самолет как влитой, боковой ветер ему нипочем, ловить на рулежке не надо, строго по центру, вес - это приятно, не зря я всю жизнь люблю тяжелые автомобили.
Встаем на осевую. Даю "номинал", обороты стабилизировались, давление масла в норме. "Взлетный", скорость растет, rotate, positive climb, и мое первое: "Gear up". Довольный был, как ребенок в Диснейленде - мне дали новую игрушку в полет😜.
Отлетали программу маневров, взлеты/посадки, emergency, gear up/gear down и где-то после 3 полета я начал влетываться в самолет. Самое приятное - это перфоманс, более сильный мотор с переменным шагом винта и отсутствие тормозящего шасси творят чудеса, маневры идут на ура, кросскантри заметно быстрее. Самолет более инертный и это приходится учитывать, больше думать, штурвал уже не такой легкий как у более мелких собратьев. Добавились новые процедуры, казалось бы, добавилось всего ничего, но вспоминая сейчас, как во время самых первых полетов на простой Cessna, глаза разбегались и не хватало времени на радиосвязь, не говоря уже о таких "сложных" вещах как, во время маневра сменить squawk и ответить диспетчеру. Потом это выглядело смешно, но наступило время инструментальных полетов, и опять во время первых полетов не успевал уследить за всем: где я на схеме, что говорит ATC, а тут еще и брифинг захода на носу, читаешь схему, минимальные высоты, радиалы, маркеры и самолет уже начал жить своей жизнью, курс убежал, скорость тоже, организм говорит: "крен влево", авиа-горизонт наоборот: "вправо", а впереди земли нет, кругом "молоко", только стрелки и дезориентация на раз-два. Но об инстрементальных полетах чуть-чуть ниже, пока разбавлю рассказ фотокарточками.
1. Mooney MC20 (тот самый Complex aircraft).
2. За то время пока я был оффлайн, пришла моя PPL лицензия.
Смотрю на фото, а ассоциация только одна - это как рядом с чужим Ламборгини фотографироваться =)))
3. Кто угадает, что за господа смотрят с лицензии на новоиспеченного пилота? Тому как всегда пиченька.
Как жаль, что English proficient не отменяет дома сдачу на уровень ИКАО.
4. Спасибо любимой УФМС за транслитерацию моей фамилии в паспорте, чтоб вам там икалось!
5. Богомол как-то подозрительно смотрел на меня в тот момент. Может это самка?
6.
7. Где-то на маршруте.
8. Всем, кто заскучает по отчизне, велком в это непримечательное заведение. Black Forest Deli.
Пельмени, пирожки, борщ, салат оливье и давно иммигрировавшая Тамара Васильевна, окунут вас в атмосферу дома.
9.
10. А это уже я, справлялся с ностальгией по дому.
11. Внимание знатоки, каким курсом летит PA28 и что в черном ящике?
12. NYC, летать ниже небоскребов? Можем и практикуем.
Высота 304 метра(1000ft) мимо небоскребов и идеально прямых улиц, над авианосцем, мостами и вокруг статуи свободы... это(!!!) просто нет слов.
13.
14. Buick
15.
16.Good morning.
17.
Ну и вернемся немного к инструментальным радостям.
Первый "серьезный" IFR полет был запланирован на Ниагарские водопады 450nmi (~833км). Составляю флайт план, погода, NОТАМ'ы, TFR по маршруту, пробегаюсь по запреткам, граница Канады, как-никак, рассчитываю топливо, место дозаправки и в путь.
- Доброе утро. Сударыня, хотел бы открыть мой флайт план до Ниагарских водопадов.
- Сударь, ваш флайт план изменен, как будете готовы записать, дайте мне знать. (вот и нахрена я его вообще делал?)
Приготовил ручку, бумажку и сударыня выдала новый флайт план, плюс стандартные:
- Набирайте 3000ft, ожидайте 6000ft десятью минутами позднее. Сквок и частоту подхода.
18. Взлетели, заняли подписанную высоту, курс на северосеверо-запад, погода шепчет, облачность разрозненная.
19. А значит пока симулируем IMC =))))
20. Но это не на долго, далее на нашей высоте ожидается сплошная облачность. Начинаем цеплять разрозненные тучки.
21. Получаем спрямление до промежуточного аэропорта, облачность усиливается.
22. Ну вот и привет IMC, усиливается турбулентность, организм начинает врать, держим горизонт(!!!), курс чуть-чуть убегает, восходящие потоки добавляют каши, даешь "от себя", самолет разгоняется, но высота растет, прибираем РУД, и возвращаемся на курс.
23. Немного позже начинаем выскакивать из IMC, устраиваем слалом среди облаков. Несешься среди этих гор, влево, вправо, вверх, вниз, непередаваемое ощущение свободы и непередаваемая красота.
24.
25. Понаслаждались? А нам пора снижаться, впереди промежуточный аэропорт с очень веселым заходом в долине среди двух гор. Пристегните ваши ремни и приведите спинки в вертикальное положение, наш самолет начинает снижение.
Пробиваем нижнюю кромку.
26. Вот она долина, заходим на посадку.
27. Высота гор 2700ft превышение поля 480ft.
28. Заправляемся.
29. И пока разминаем ноги, встречаем замечательнейший экземпляр, владелец которого простой газонокосильщик. Он немного рассказал о истории автомобиля и его дату производства, но я, к сожалению, все забыл.
30. Вообще "история" в США постоянно на глазах, она плавает, летает, перевозит людей и т.д., все в рабочем состоянии и частных руках.
31.
32. На перроне встречаем "ТЯНИ-ТОЛКАЙ", если не ошибаюсь, это какая-то военная Cessna. Подскажите, если кто-то что-то знает про нее.
33. Снова на взлет, медленно огибая долину, набираем 3500ft и уже в воздухе открываем второй флайт план до Ниагарских водопадов.
34. 3 полосы, миллион и одна рулежка. Как же было непривычно говорить:
- Ниагара вышка, Чероки 43E, ILS полоса 28 ПРАВАЯ.
- Чероки 43E, Roger, доложите пролет внешнего маркера, ожидайте разрешение на посадку 3мили файнал.
Был готов к длинному списку на руление.. А нет: "освобождайте влево по Kilo, далее Charlie, вправо по Juliet до General Aviation ramp".
Крайне приятно, когда тебя встречают на перроне как и любой другой самолет, независимо от размера.
35. Берем бесплатную машину в аэропорту и едем до Ниагарских водопадов.
36. По обьему проходящей воды Ниагарский водопад - самый мощный в северной Америке.
37. Наиболее красочный вид на водопад открывается с Канадской стороны, туда, увы, мне для въезда нужна виза.
38. Друзья всегда помогут сделать фото для мамы. Я знаю, она читает мой блог.
- Мама, кушаю хорошо, американцы не обижают, скучаю. =))
39. Ширина Американского водопада - 323 метра. Видимая высота 21 метр из-за наваленных у поножия камней.
40. Водопад за счет естественной эрозии отступает на 30 сантиметров в год и через 5000 лет окончательно исчезнет. Спешите посмотреть.
41. К водопадам ведут живописнейшие пороги.
42. В сотне метров ниже по течению раскинут "Радужный мост". Транспортная и пешеходная артерия между США и Канадой.
43. А это уже тот самый знаменитый водопад "Подкова", который и ассоциируется с "Ниагарскими водопадами" в умах людей.
44. Высота подковы около 53 метров. Ширина 792 метра.
45. Шум от водопада достигает 100 ДБ.
46. Совокупный объем воды в пик составляет 5700 м³/с, но большую часть времени поток "отъедает" ГЭС, забирая воду до водопада, а сбрасывая уже после.
47. Обратно летели ночью, в реальном IMC, выплывая из облаков видели как милях в 70, прямо по курсу сверкала высоченная гроза, жаль, что передать это невозможно, просто попробуйте представить как это круто в ночи. ATC переодически информировали нас о продвижении грозы, спрямляли как могли и просто узнавали, мол как вы там ребята, не уснули еще, все в порядке?
На этом все, спасибо за внимание и ENJOY!!!
P.S.
Макс попросил написать в блоге, что он крутой. Макс, ты крутой!!! =D