Ранее утро, силой разлепляю глаза, чашка кофе, легкий завтрак, велосипед и с попутным ветром курс в аэропорт.
- Привет Бен, как дела, что будем летать сегодня?
- Сегодня HOLD на ETX VOR (зона ожидания) у тебя с ними вроде проблем нет, сделаем всего пару кругов, далее заходы VOR-B, RNAV(GPS) RW31 и на закуску LOC RW6. Давай соберись, чтоб я не сидел и не намекал сегодня, мол, а мы точно готовы и точно все подготовленно? Это твой крайний полет перед STAGEII, не позорь мои седые волосы, детская же ошибка.
Ох уж эта шайтан машина Garmin, во время брифинга индикацию на CDI(индикатор отклонения курса) с VLOC не переключаю на GPS или обратно, зависит от предыдущей схемы. 😡 Так, соберись тряпка, мозги в кучу и вперед.
Привычная прогулка по рампе, справа кто-то высунул свой нос из ангара, что-бы погреть радар в утренних лучах, слева съежившись после ночи, полностью в утренней росе, стоит шайка бизнес-джетов. Обожаю раннее утро и поздний вечер на рампе, все выглядит иначе, как в детстве, спокойно и волшебно.
- Хей, привет желторотик, просыпайся, время летать!!!
Немного бумажной волокиты, внешняя инспекция, топливо, масло, салонная инспекция, чеклисты, все в норме, подключаю питание, гироскопы жужжа начали свой разбег...
-оооооОТВИНТА!!!
Ключ на старт и двигатель немного чихнув оживает, разогнав дремавших птиц с крыши ангара.
Обороты стабилизировались, давление масла в норме, авионика вкл., погода записана, нажимаю тангету.
- Сударыня, доброе утро, Cessna 47108.
- Cessna 108, сударыня вас внимательно слушает.
- Сударыня, я бы хотел попрактиковать заходы. Вначале HOLD и VOR-B, далее RNAV(GPS) RW31 и в финале LOC RW6, Cessna 108.
- Сударь, у нас небольшая оказия приключилась в то время пока мы любезничали. Из-за ветра полоса сменилась, не возжелаете ли крайний заход сделать по схеме ILS RW24?
- Ну а чего ж не возжелать то сударыня, у нас выбора особого-то и нет, отключите же, окоянные, 6ю полосу, как не крути.
- Cessna 108, вот и славно, код ответчика 0431, частота подхода 119.65, высота 3000, хорошего полета.
Остаток предполетных проверок, RUN-UP, разбег, набор и привет резиновая женщина симулированный минимум. На ближайшие полтора часа я в очках, буду как взрослый летать по различным схемам заходов. Ну а вам параллельно немного расскажу про теорию инструментальных заходов.
1. Примерно так выглядит мои полеты в очках (самолет не IFR, фото для примера)
HOLD pattern (зона ожидания). Тут самое главное понять какую схему входа в холдинг выбрать. Вроде ничего сложного, прикидываешь где ты, где зона и как она располагается, а логика сама подсказывает как в него войти.
2. HOLD pattern entry procedures.
Холды бывают разные, чаще всего они бывают либо над каким-то маяком, либо на пересечении трасс и имеют определенное направление. Также, чаще всего, стандартное плечо туда и обратно равно 1 минуте.
Упрощенно это выглядит так: летим на точку засекаем минуту, делаем стандартный разворот на 180, засекаем время и летим обратно, опять разворот. Если к примеру путь "туда" у нас будет 45 секунд, то путь "обратно" нужно лететь 1мим и 7сек, это простейшая коррекция на ровный попутный ветер. Так как "туда" мы лететим ровно минуту где воздушная скорость минус скорость ветра = медленная скорость относительно земли, а обратно соответственно быстрее. Но есть еще и боковой ветер и там свои трюки, в одну сторону будет поворот растягиваться, в другую уменьшаться.
3. HOLD pattern (part 1).
Кто не знает английского, просто как и я смотрите картинки, все и так понятно.
Click to view
4. HOLD pattern. (part 2).
Click to view
Набираем 1000ft и вышка нам говорит: мол, судари, проследуйте курсом прямо на ETX VOR и крутите опубликованный холдинг, как будите готовы к заходу VOR-B, дайте знать.
Настраиваю частоту VOR 110.2, слушаю морзянку, чтобы быть уверенным в его работе, кручу OBS нахожу радиал, небольшой доворот на маяк и параллельно уже открываю схему неточного захода "VOR - B", начинается hold pattern's брифинг.
- Входить буду по схеме Tear drop, после пролета над маяком курс 253, время 1 мин. 15 сек., правый стандартный поворот на курс 103, а далее все по стандарту - туда 103, обратно 283.
После 2 кругов понимаю где ветер, третий получается точно по расчетам, а значит этого достаточно для практики, начинаем 4ый круг и можно выйти на связь.
- Сударыня, Сessna 47108, мы закончили с холдингами, извольте продолжить VOR-B заход.
- Сessna 47109, сохраняйте 3000 до ETX, заход и смену частоты разрешаю, трафика над XLL не наблюдаю, отправьте весточку о себе, как вернетесь обратно на частоту.
Продолжаем брифинг:
1.Аэропорт KXLL.
2.Курс захода - 103.
3. Частоты - по списку.
4.Превышение аэродрома - 399ft.
5.Уход на второй - в набор и левым поворотом на ETX высота 3000ft.
6.До пересечения маяка разрешенные высоты 3000ft и выше, минимальная высота снижения 1260ft., либо в нашем случае 1280ft., так как давление у нас стоит с KABE. Дальнейшее снижение только при визуальном контакте с полем.
7.После пересечения ETX у нас есть 5 мин. при скорости 90 узлов, прикидываю в голове поправку на ветер с запада (его я вычислил еще крутя холдинг) и оставляю всего 4 мин. и 30 секунд.
8.Начинаем заход.
5. KXXL, VOR-B
Доворот на курс 103, пролет VOR, время побежало, выдерживаю 90 узлов и профиль снижения примерно 450 фт/мин., небольшая гонка за стрелками, болтанка, секунды бегут.
...4.14
...4.20
...4.28
...4.29
И я гордо заявляю.
- Экипаж, контакт с полем не установлен (еще бы, яж в очках и ни хрена не вижу), уход на второй круг.
Бен, поддерживая игру, начинает.
- Шасси убраны, вертикальная скорость растет, индикация в норме, все в полном порядке, капитан!
Отворот на ETX, перехожу на частоту KABE и вещаю.
- Сударыня, у нас тут уход на второй круг случается, высота 1500, набираем 3000, курс на ETX, ждем дальнейших инструкций.
И сударыня нам даст вектор, уже для следующего захода, но это похожая история и лишь только заходы чуть-чуть сложнее. Вы-то уже практически все про инструментальные заходы знаете из этой заметки и вам наверное будет не интересно. ))) Но, на всякий случай вот вам парочка замечательных видео!
6. Неточные инструментальные заходы (Non-precision approaches)
Click to view
6.1
Click to view
7. Точные инструментальные заходы.
Click to view
Enjoy!!!