Валерий Кульченко. Луна над Волго-Доном. Самовар бабушки Кати. Острова памяти. Часть 39

Nov 30, 2015 00:33



1917 год грянул революцией. А за ней - гражданская война, на Дону - особенно кровавая и непримиримая. За Царицын на Волге, что 80 верстами восточнее Калача (ныне Волгограда) шли ожесточённые бои между белыми и красными.

Железная дорога, связывающая Калач и Царицын, имела важное стратегическое значение, по ней курсировал бронепоезд, орудия которого неоднократно обстреливали станцию Донская. Восемь раз она переходила из рук в руки! Местное население в панике покидало родные места. Старики, женщины и дети прятались по ближним хуторам, в займище, на левом берегу Дона.

Основательные хозяева  вместе с имуществом, лошадьми и скотиной, уходили на правый берег Дона, на «горы».



Валерий Кульченко. Катеринин двор. Калач-на-Дону. Х., м. 80х60. 1975

В одну из ночей 1919 года, во время особенно сильного артобстрела, снаряд угодил в дом Балахниных. Начался пожар, тушить который было некому…

Когда Пётр вернулся с «гор» - застал подворье сгоревшим. А на пепелище - чудом уцелевший самовар! Дед его поднял, с земли, прижал к груди и упал замертво - сердце не выдержало.

Екатерина осталась одна - с Аней, Тоней и Машей - с самыми маленькими из детей - Ане - 6 лет, Тоне - моей маме и Маше по 3 годика.

Старшие сыновья - Гриша и Ваня сражались на Гражданской войне по разные стороны баррикад. Григорий - за красных, Иван - за белых.



Валерий Кульченко. Пейзаж в Калаче. Х.,м., 50 х 75. 1966 год

Погорельцам выделили земли на одной из дальних улиц Калача - неудобный, песчаные кучугуры, так что огород не рос и воды не было. За ней ходили к Дону, а для хозяйственных нужд - в глубине двора - колодец- «копанка».



Валерий Кульченко. По воду. Бумага, гуашь, 70 х 50. 1971 год

Не смотря на безводье, вдоль плетней, у базов, росли огромные лопухи.

На базу, с тёплым катухом на зимний период, нашла пристанище кормилица всей семьи корова белой масти Зорька.

Как рассказывали мне уже взрослые тётя Аня (Нюся) и Тоня, корова давала необыкновенные удои - по ведру молока за один раз!

Летом доили трижды в день. Вокруг зорькиного вымени крутилась вся жизнь бабушки Кати.

Зорька приносила приплод каждый год. А уже после войны, в одну из мартовских ночей подарила двойню - бычков. Они выросли в крупных особей: коричневая масть и с белые звёзды во лбу.

Я помню, как взрослые запрягали этих огромных круторогих чудовищ в арбу и, погоняя «цоб цобе!», отправлялись на бахчу.

Меня брали с собой и , совсем малый, я не очень помнил куда и зачем мы едем, но в памяти остался скрип несмазанных колёс и неспешное «цоб цобе!», под которое дремота обволакивала моё сознание и голова клонилась ко сну.



«На память сестре Марусе от сестры Нюси». Анна Петровна Балахнина  9 января. 1952 год.



1955 год, КСШ N 1, 4 класс. Классный руководитель - Анна Петровна Балахнина - родная сестра моей мамы - Марии Петровны Кульченко.

Mirrored from Неофициальные новости Ростова-на-Дону // RostovNews.Net.

современное искусство, Валерий Кульченко, rostov

Previous post Next post
Up