Оригинал взят у
kromni в
Малоизвестная Черногория. Австрийская крепость Грабовац. Австрийская крепость Грабовац расположена на вершине холма, разделяющего Тиавтский залив и залив Трасте в открытом море, там, где расположено селение Бигово. Найти его достаточно тяжело: с основной дороги на Бигово отходит множество ответвлений старых австро-венгерских дорог, там их целая сеть, очевидно, между незначительными военными объектами. Лучше всего визуально найти форт на доминирующей высоте сразу, как проедете Лешевичи, и сориентироваться, по какой дороге лучше ехать.
Форт Грабовац относится к типу окопанных фортов, которых на территории современной Черногории четыре:
Горажда,
Врмац, Грабовац и еще Двршник в местечке Драгаль по направлению на Боснию. Грабовац построили в 1907-1909 годах, на то время это был один их самых лучших и современных фортов в мире. В комплекс крепости входят гаубичная батарея, казарма и склады, артиллерийская смотровая вышка и пулеметный бункер с подземным ходом до него. Форт вместе с Гораждой и Врмацем контролировал пространство со стороны Будвы, а также мог обстреливать корабли, зашедшие в залив Трасте.
Часть форта просто вкопана в вершину холма.
2
Двор крепости с капониром.
3
Заходим внутрь. Сама крепость, ее внешние и внутренние стены в отличном состоянии. А вот перекрытия... Та же самая картина, что мы видели в крепости
Стражник в
Црквице. Очень странная технология, видимо, какая-то экспериментальная на то время. На тонкое гофрированное железо заливался раствор. Причем перекрытие настолько тонкое, что я не могу понять, как оно не проваливалось под весом австрийских солдат.
4
По второму этажу ходить можно только по контурам несущих стен и балок, где они есть., иначе провалишься. Так я и лазил там, прыгая с одного твердого места на другое.
5
Форт построен в два крыла буквой Г. В одном из крыльев казарма и складские помещения, в другом - гаубичная батарея из четырех гнезд с металлическими панцирями для 100-миллиметровых орудий, аналогичная верхней батарее в крепости Врмац. Здесь пол крепкий, ходить по нему можно свободно. Коридор в батарее:
6
От него вверх ведут четыре ответвления в орудийные гнезда. Одно из них:
7
Металлические детали сохранились значительно хуже, чем в Врмаце, как пишут, из-за большой влажности в этом месте.
8
Казарма с разрушенным перекрытием:
9
Цистерна:
10
Капонир:
11
Вид из капонира во двор:
12
Кухня:
13
Вырубленная скала во дворе крепости. Работы велись взрывным методом. С одной стороны для XIX века такие постройки кажутся очень сложными, иногда даже невероятными, но человечество уже во всю строило тоннели, изобрело динамит, который сильно помогал при прокладке сложных участков в скальной породе.
14
В книге Павичевича описан сохранившийся в отличном состоянии подземный ход 400 метров длиной, ведущий к расположенному отдельно пулеметному бункеру. Я его не нашел, вернее - не искал, так как не знал о его существовании. Видел я небольшой ход к бункеру, который вполне мог быть пулеметным, но длина его далеко не 400 метров, от силы 30-40 будет. Где-то ошибка: или в книге относительно длины хода, или есть еще один ход к другому бункеру. В любом случае вот то, что я обнаружил. Вход в подземный ход прямо с улицы:
15
Сам ход, это половина его длины примерно:
16
А вот и бункер, куда он приводит:
17
Вид из бункера на Тиватский залив:
18
Здесь можно выбраться наружу. Сам бункер:
19
Ну вот и все о самой крепости, за ней расположены руины смотровой вышки, но я к ним не полез из-за кустарника. А вообще вокруг вся местность прорезана старой австрийской дорожной сетью, и присутствует множество старых развалин военного назначения или военной инфраструктуры.
20
21
22
На сегодня у меня все.
Подписаться на обновления.