Брянск. Город в глубине лесов, на холмах у Десны.

Dec 30, 2013 10:40

Оригинал взят у flackelf в Брянск. Город в глубине лесов, на холмах у Десны.
Наконец дошла очередь до следующего, соседнего с нами региона России - Брянской области или региона под номером 32. Предыдущая образцово-показательная Белгородская область, в которой я был недавно, носит 31-й номер, что является интересным совпадением.
Если черноземная и сельскохозяйственная Белгородчина это яркий пример процветающего региона РФ, то Брянская область, которая расположена в нечерноземных лесах и болота, является примером типичного небогатого региона Российской Федерации. Впрочем насколько беден Брянск на самом деле, опять же в сравнении с украинскими областными центрами, можете судить по моему фоторепортажу.

Брянск находится на юго-западе центрального района России. Через этот город проходит важнейшая жд магистраль, связывающая Белокаменную и Мать городов русских. По железной дороге до Москвы от Брянска 380 км, а до Киева 450. Таким образом получается, что город находится почти что на полпути из Москвы в Киев.



Вид на центральный городской холм с долины реки Снежеть, по которой проходит железная дорога. Именно этот вид и открывается пассажирам поездов, проезжающих через Брянск. Но большинству из них это недоступно, по причине ночного прохождения подавляющего большинства поездов через этот город.

Брянск со всех сторон окружен лесным массивом, именуемым Брянскими лесами. Город основали в верховье древнерусской реки Десна, именно в том месте, где эта река делает резкий поворот на юго-запад. В этой излучине Десны и находится возвышенность, господствующая над Десной, на которой в далеком 11 веке был основан город Дьбряньскъ. Позднее это слово, означающее "находящийся в лесных дебрях", заменили на просто "Брянск".
Древний Брянск входил в состав Черниговского княжества, а сам город после Чернигова и Новгород-Северского, является третьим крупным русским городом, находящимся по течению Десны.
Некоторое время Брянск находился на самой западной границе России, подвергаясь постоянному нажиму со стороны литовцев и поляков. В период Российской империи город начал бурно развиваться. Тут начала зарождаться промышленность, развитию которой способствовало наличие судоходной реки, связывающей его с Киевом и Черниговом. В 19 веке в город пришла железная дорога, а в 90-е годы этого же столетия, Брянск оказался на железнодорожном пути из Москвы в Киев. В настоящее время Брянск является одним из крупнейших в западной России железнодорожных узлов.



Несмотря на то, что население города составляет всего около 500 тысяч, город очень большой по площади и разбросан территориально. На несколько обособленных частей город делит река Десна, в которую впадают реки Болва и Снежеть, а также сам непростой рельеф местности. Возвышенный правый берег Десны весь изрезан балками и оврагами,  левый же равнинный, над которым с востока, юга  и севера нависают обширные лесные массивы, начинающиеся сразу за городской чертой.
Территориально Брянск это: центральный Советский район, промышленный Бежецкий район, и сравнительно небольшие Фокинский и Володарский районы, в которых преобладает жилая застройка и частный сектор. Как раз в последних двух районах расположены две основные жд станции Брянск I и Брянск II.

К сожалению у меня не было возможности в течение длительного времени бродить по городу, в виду чего большинство впечатлений собрано преимущественно из окна автомобиля. Небольшую прогулку мы совершили по центральной улице проспекту Ленина, лишь на утро второго дня.

Храм в честь Преображения Господня. Расположен он на бровке обрыва над Десной. Деревянный храм существовал уже в 14 в., воздвигнутый на месте захороненных брянских епископов.  Сооружение существующей кирпичной церкви закончено в 1904.


Советский район это собственно и есть исторический Брянск, расположенный на высоких холмах, которые господствуют над Десной. Тут находятся основные православные храмы города, служащие визитной карточкой этого областного центра.



Вид с городских холмов на Брянские леса, простирающиеся за северной окраиной города. На горизонте видны заводские трубы города спутника Фокино, до которого по прямой не более 20 километров.





Монастырь находится на высоком месте, с которого открывется неплохой вид на долину Десны и на заречный Володарский район города.



Местный цирк.



В прошлом году на историческом месте появился Свято-Троицкий кафедральный собор высотой 39 метров до куполов, с централь­ным залом, на укладку пола в нем пошло 80 тонн качественного гранита, доставленного из Челябинской области. Рядом с собором возведена 70-метровая колокольня «Пересвет» и деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Брянских.





Храм во имя Новомучеников и Исповедников Брянских.



Храм в честь Воскресения Христова. Храм построен в 1739-41 гг.,
реставрирован в середине 80-х годов.



Центральная улица проспект Ленина. Хоть и я позитивно отношусь к эпохе СССР, но главным улицам города необходимо вернуть исторические наименования. Что это за обезличенно название - "проспект Ленина"?
Каждый город России чем-то уникален и неповторим и аутентичные названия его улиц должны это только подчеркивать.



Характерные овраги в центре Брянска. Виден мужской монастырь, находящийся опять же, на возвышенном месте с видом на долину Десны.
В центре Брянска много храмов и мы совершенно не успевали осмотреть их все.



Еще один овраг, упирающийся прямиком в центральную улицу.



Центральная улица проложена по дамбе, перегородившей этот овраг.



Монумент на горе. За Десной виден Фокинский район города, связанный с центром Черным мостом через Десну.





Просто улицы и дома центральной части Брянска, сфотографированные из окна автомобиля.



Средние зарплаты в городе 20-25 тысяч рублей, что соответствует украинским 5-6 тысячам, при таком же примерно уровне цен как и на Украине. Считается что это очень низкий уровень и я слышал нарекания и жалобы от местных жителей по этому поводу. Опять же, сравните с Украиной, где такой размер денежных доходов просто недосягаем для областных городов и соответствует столичному, киевскому.
Самую высокооплачиваемую работу в городе предоставляет Брянский машиностроительный завод.
В Брянске в отличие от Белгорода можно найти грязь на улицах и встретить нетрезвых жителей, хотя всеобщего характера это не носит.
Ещё одна характерная деталь. Несмотря на то, что местный народ как говорится выпить не дурак, продажа спиртного в ночное время свернута, ликвидирована также продажа пива в уличных ларьках.



Дорога, ведущая из центра города на дамбу, которая переходит в Октябрьский мост, связывающий Советский и Володарский районы.


В самом центре города не редкостью являются подобные частные дома.





Красивый дом царской постройки. В Брянске много сохранилось таких домов, но все же послевоенная застройка преобладает.



Местная администрация на площади Карла Маркса. Опять же, что за название?



И кафе с родным и близким названием "Чернигов". Интересно, часто ли в Брянске в наши дни бывают гости из лежащей за искусственной границей, соседней Черниговской области? Скорее всего нет.



Старые дома на площади Карла Маркса.







Одна из центральных улиц - Фокина.



Послевоенная сталинская застройка.



Спукс к долине Десны.



Брянские новостройки.



Пенсионный фонд.



Областной суд.



Таможня, которой при СССР не было. Город находился в глубине страны.





Проспект Станке Димитрова. Надо сказать, что автомобильный парк города совсем не похож на то, что можно ожидать увидеть в депрессивном регионе. Опять таки, сужу по украинским меркам.



На дамбе, соединяющей центральную часть города с заречным Володарским районом.



Октябрьский мост через Десну.



И жд мост стоящий параллельно. Через него идет, как я понял промышленная ветка.

В Володарском районе, сразу за Десной расположен центральный жд вокзал Брянска.


Послевоенное здание вокзала станции Брянск I, он же Брянск-Орловский. Очень монументальное сооружение.



Позднесоветская пристройка к вокзалу.



Монумент на кольце у вокзала.



Новостройки Володарского района.





Улица Красный Маяк в Володарском районе.





Бесконечные частные сектора, окружающие город со всех сторон.



Спальный микрорайон постройки эпохи Брежнева в Володарском районе.



Тут же, в Володарском районе, недалеко от речушки Снежеть, расположена довольно большая железнодорожная развязка.



Виды  с жд  развязки на Советский район, расположенный за Десной на холмах.





Мост через реку Снежеть. Автор фото crimecat1



Так называемый Черный мост, связывающий центр города с Фокинским районом.







В Фокинском районе находится самая большая станция местного жд узла - Брянск II, или Брянск-Льговский. Пассажирское здание станции на улице Белорусской.



Наконец самый удаленный - Бежицкий район. На фото виден вокзал станции Орджоникидзеград, главной станции в этом промышленном районе.
В Бежецкой районе находится знаменитый Брянский машиностроительный завод - одно из старейших машиностроительных предприятий России.
До 1956 года, рабочий поселок Бежица не был в составе города, а являлся пригородом Брянска.



Улицы в промышленном Бежицком районе, или просто - Бежице.
Бежица находится довольно далеко от центра города и наиболее надежным видом транспорта, связывающим ее с другими районами Брянска, является электричка. Со станции Орджоникидзеград (историческое название - Бежицкая), до Брянска I можно за 20 минут добраться на электропоезде, что не всегда удается сделать другим наземным транспортом.  В Брянске много автомобилей и пока мало дорог, из-за чего пробки стали неизменным атрибутом местной жизни. К счастью мы посетили город в выходные дни.



Улица Третьего Интернационала в Бежицком районе.



Бежицкий рынок.



Городской транспорт.
Стоимость проезда: 14 рублей маршрутки и 12 рублей остальной транспорт. Соответственно  3,5 и 3 гривны, что вполне сопоставимо с Украиной.
Трамвая в городе нет, а основными видами транспорта являются маршрутки и троллейбус.


Подавляющее большинство маршруток это вот такие новенькие Пежо с раздвижными дверями. Эти микроавтобусы собирают в России, в соседней Калужской области.
Электричка в пределах города стоит 15 рублей (3,8 гривны)




Правда ещё иногда попадаются старые ГАЗели.



Троллейбусный парк наполовину представлен относительно новыми машинами.



Вторая половина, это вот такие ещё советские троллейбусы ЗИУ-9. Состояние их заметно лучше, чем в том же Чернигове. Возможно потому, что самые старые потихоньку списывают.



Автобусы это в основном машины Ликинского производства. Старые как на этом фото, сделанном в Володарском районе.



И новые как на этом фото, сделанном в Бежицком районе. Видел также несколько уже почти забытых Икарусов.

Как например на фото ниже, где я поймал Икарус, когда он проезжал через путепровод в Володарском районе.


По рассказам старожилов, при Союзе регион был совсем бедным, а за простейшими товарами местные часто ездили на соседнюю Украину. Сейчас ситуация скорее диаметрально противоположная.
Главный вывод по моему мнению такой:
Брянск частично все ещё пребывает в постсоветской разрухе, но ростки постепенного улучшения жизни всё заметнее и в этом регионе.

Брянск

Previous post Next post
Up