Путешествие петербуржца по старинным монастырям Москвы.

Dec 07, 2013 16:25

Оригинал взят у j_4 в Путешествие петербуржца по старинным монастырям Москвы.
     Все мы знаем, что Москва - город достаточно древний, может похвастаться давней историей и памятниками архитектуры. Многие достопримечательности сосредоточены в центре города, недалеко от Кремля и на подходах к нему. Поэтому туристы в основном в своих прогулках посещают обычно одни и те же места по схожим маршрутам. Долгое время и я не был исключением.
     Однако, спустя какой-то по счету визит в столицу, мне это поднадоело и захотелось посмотреть что-то новое и нехоженое. Увы, огромное количество образцов той, старой московской застройки уступило место небоскребам-высоткам-панельным кварталам. Но мне, как большому любителю средневековых крепостей-стен-башен, пришла на ум мысль - если в Москве было такое количество церквей, сохранилась из них немалая часть, то наверняка сохранились и монастыри, попавшие со временем в городскую черту. Яндекс с Википедией подтвердили - да, все так. На основе этой идеи и созрел план визита в столицу на выходные.




     В моем распоряжении было два дня с утра до вечера. Прогуляться по городу конечно хотелось пешком, не связываясь с наземным или подземным транспортом. Поэтому в маршрут вошли во многом те монастыри, что можно было расположить последовательно. Любопытно, они как раз оказались постарше и сохраннее многих центральных. Видимо как раз из-за удаленности от реконструированных в свое время мест.



Утро началось у метро Ленинский проспект, из которого я отправился на смотровую площадку около РАН. Место не то, чтобы неизвестное, но проигрывает по популярности Воробьевым горам. А при этом вид на центр оттуда открывается вправду интереснее.



Но не только на центр. У подножья холма расположился Андреевский монастырь в Пленницах.
     Основан Фёдором Ртищевым в 1648 году на месте храма мученика Андрея Стратилата, воздвигнутого в честь необъяснимого бегства войск крымского хана Кызы-Гирея 1 сентября 1591 года, что было расценено как чудо. В 1923 году был закрыт. В дальнейшем часть монастырских построек была разобрана.
     Архитектурный ансамбль:
Церковь (бывший собор) Андрея Стратилата; Собор (бывшая церковь) Воскресения Словущего; Церковь Иоанна Богослова.

С посещения этого комплекса я и начал свое путешествие.



Утро было еще не то, чтобы ранее, но большая часть горожан заканчивала субботние завтраки и строила планы на день. Поэтому пройдясь вокруг, а потом и зайдя внутрь, я не встретил практически никого. Одинокий сторож в будке только кинул взгляд в окно и продолжил свое чтение. На самом деле, доступная внутренняя часть монастыря совсем маленькая, обходится за пять минут, но все чисто и ухожено.









Визит в Андреевский монастырь занял не более часа, после этого, кинув взгляд на новую Москву, я отправился дальше на восток.



Следующим по плану должен был быть Донской монастырь.
     Основан в 1591 году на месте расположения русского гуляй-города после отражения нападения крымского хана Газы II Гирея, отступившего с большими потерями, что было расценено как чудо. В 1918 году монастырь был формально закрыт, однако монастырская жизнь продолжалась до конца 1920-х годов.
     Архитектурный ансамбль:
Малый собор монастыря (1591-1593); Большой собор монастыря (1686-1698); Храм Сретения Господня в подклете Большого cобора; Надвратная церковь Тихвинской Иконы Богоматери (1713-1714); Больничная церковь Архангела Михаила (1714); Надвратная колокольня Донского монастыря (1730-1753); Церковь Александра Свирского (1796-1798); Церковь Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины(1888-1891); Церковь Иоанна Лествичника (1898 - нач. XX в.); Стены и двенадцать башен ограды (1686-1711), а также Корпус наместника (кон. XVII - 1 пол. XVIII в.), Архимандритские покои (настоятельский корпус, 1745-1750), Братские кельи (1 четв. XVIII в.), Здание духовной семинарии (XVIII в.) и Настоятельская кухня (XVIII в.).

Так сложилось, что между точками маршрута оказалось в основном полтора-два километра, поэтому от одной до другой на путь тратилось не так и много времени.
     Начинать я старался с внешнего обхода, чтобы сначала оценить внешнюю сторону и мощь укреплений, а потом уже узорочье церквей и внутренних убранств. Поэтому, подойдя к центральному входу, не сразу пошел внутрь, а свернул вдоль стены, где по пути тоже оказалось немало интересного.















Внутри же меня ждало немалое разочарование. Но по порядку.
     Монастырь видимо является крупным паломническим центром, по крайней мере количество туристических автобусов и людей вполне серьезное. Пройдя на территорию, окинув взглядом сувенирные лавки, павильоны с выпечкой и возвышающийся за ними собор, я обратил внимание на объявление: "фотосъемка на территории запрещена", а под ним "фотосъемка по благословению, стоимость 100 рублей, деньги кидать в специальный ящик". Ну, запрещать у нас любят, причем незаконно, после опыта петербургского метро сложно удивить. Поэтому, порешив, что если кадры внутри будут удачными, можно будет и положить денюжку, я достал фотоаппарат. Тут же подскакивает охранник-ЧОПовец и начинает указывать на объявления. На что резонно получает ответ о памятниках федерального значения и нелегитимности запретов местечкового начальства, тем более взимания платы. Слово за слово, позвонили местному главе паломнической службы, который утверждал то же самое. Голословно спорить было бессмысленной тратой времени, поэтому пришлось развернуться и уйти.
     Хотя я точно был уверен в неправомочности таких запретов, так как не так давно один из френдов официально добился снятия аналогичного в Тихвине. Позже в сети нашел пост с порядком запросов в прокуратуру по поводу взимания денег за съемку и черный лист мест с запретами.
     На самом деле я еще понимаю просто запрет, ну нельзя и нельзя, а вот насильная оплата "благословения" меня возмутила. Мелочно это, даже если эти деньги и идут на реставрацию, то у скольких не от чистого сердца, а с мыслями "да подавитесь". В итоге настроение было немало подпорчено, но я пошел дальше.

Дойдя от Донского до следующего монастыря - Свято-Данилова, я общем успокоился и был снова готов любоваться увиденным.
     Данилов монастырь почитается древнейшей на Москве-реке обителью; был основан в конце XIII века московским князем Даниилом Александровичем , младшим сыном князя Александра Невского. После формального закрытия монастыря в 1918 году монастырская жизнь активно продолжалась явочным порядком под руководством его настоятеля архиепископа Волоколамского до 1930 года.
     Архитектурный ансамбль:
Храм Святых отцов семи Вселенских соборов (XVII-XIX вв.); Троицкий собор (1833-1838 гг.); Ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника, в стиле барокко поставлена в 1731-32 над Святыми воротами (1681); Настоятельские покои (1828); Братский корпус (1869); Здание бывшей общемонастырской больницы Московской епархии (1890).

Правда обходя вокруг монастыря, слегка запутался в нагромождении вплотную пристроенных современных зданий, отсутствии проходов и воротах каких-то складов. Поэтому вошел, как позже оказалось с тыловой части, осмотрелся, не увидел никаких запретов, радостно достал камеру и начал гулять по территории.















По сравнению с предыдущими, народу здесь было немного, но и не сказать, что совсем никого. Территория вычищена, брусчатка, скамеечки. позолоченная ограда - видно, что обитель успешна и грамотно управляема.
     А я, погуляв по монастырю, встал на площади в раздумии - зайти в сувенирную лавку погреться и посмотреть, что есть интересного, или зайти угоститься местной выпечкой. Тут один из находящихся вокруг монастыря в достаточном количестве ряженых, я так понимаю "казак", правда со споротыми нашивками и без знаков различия, проходящий мимо. повернул ко мне и заметил. что фотосъемка запрещена. Оказалось, что на тыловых воротах этого указания не было, зато на парадных написано. Так я начал понимать, что запрет этот похоже действует во всех монастырях, планируемых к посещению. Однако что было интересно мне сфотографировать удалось, поэтому все-таки угостившись монастырской коврижкой, я пошел дальше.



Что любопытно, я обычно неплохо ориентируюсь в городах на автомате, а тут, пройдя через подземный переход, закрутился и отправился искать мост через Москву в другую сторону. Хорошо, спросил, можно ли перейти, а то так бы и искал как пройти через автостраду в противоположную сторону. Но разобрался, даже кинул прощальный взгляд на Данилов монастырь сверху.



Долго ли, коротко ли, через бывшие промзоны дошел до стариннейшего Симонова Успенского монастыря.
     Основан в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского. После установления советской власти в 1920 году монастырь был упразднен. В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть древних сооружений на территории монастыря могут быть сохранены как исторические памятники, но собор и стены следует снести. На воздух взлетели пять из шести церквей, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. На рабочих субботниках были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители.
     До наших дней сохранилась лишь малая часть построек:
южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло», пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая»; трапезная с церковью Св. Духа (1677-83); братский корпус XVII века; трапезная палата (1485, XVII в.); мастеровая палата и хозяйственная постройка - «солодежня» или «сушило».

Но непосредственно монастырю я уделил внимание не сразу.



А сначала решил подойти к виднеющимся невдалеке маковкам храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
     В 1370 году на месте нынешней церкви был основан Симонов монастырь, в котором построена церковь. В 1509-1510 годах вместо деревянной была построена каменная одноглавая церковь, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы - Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби. В 1928 году церковь была закрыта. В 1932 году снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия.

Подход проложен прямо по бывшему заводу до сих пор, причем таким образом, как разрешили владельцы. Абсолютное ощущение, что храм находится в осаде.







Но вернемся к монастырю. Состояние построек к сожалению удручающее, но древностью веет с небывалой силой. Кладка, камни...если бы сохранилось все целиком! Увы, нам достался лишь ДК, а москвичам - лишние пара десятков гаражей под стеной.
     Сохранившаяся и переданная монастырю территория крайне мала и вся увешана видеокамерами, поэтому пока я ходил и снимал снаружи. охрана меня приметила и не выпускала из поля зрения внутри. Так что фотоаппарат достать не вышло, хотя любопытных артефактов и надписей внутри осталось немало.









Тем временем световой день подходил к концу, потихоньку включалась подсветка зданий, а морозец в воздухе крепчал. Я же решил, что для первого дня достаточно, дошел по набережной до Пролетарской и отправился регистрироваться в место ночлега..



О нем хочу рассказать отдельно. Перед поездкой выбор был - одноместный номер в отеле где-нибудь на отшибе или неизведанный капсульный хостел "Космик". То есть хостел, где вместо обычных двухярусных нар - спальные капсулы, по образцу японских. В минус - хостел. В плюс - на Дмитровке, в 5 минутах от Кремля. Любопытство и месторасположение победило, и я отправился познавать неизведанное. Как оказалось не зря, очень приятное место и люди, а уж центрее я никогда в Москве не жил. Даже получилось в ожидании ужина сделать несколько избитых ночных видов (и подпростыть на ледяном ветру с реки заодно).





С утра я снова отправился на Пролетарскую, где прервал вчерашнее путешествие. Впереди было Крутицкое Патриаршее подворье.
     По одному из преданий в XIII веке князь Даниил Московский основал на этом месте храм, при котором около 1272 года была устроена мужская обитель. Служба в Успенском соборе прекратилась не ранее 1924; затем, утварь была разграблена, а фрески и образа - замазаны.
     Памятники подворья:
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах (историческое название Малый Успенский собор) 1700 г. с нижним храмом Петра и Павла (1667-1689 гг.); Митрополичьи палаты (1655-1670 гг.) с сохранившимся крыльцом 1727 г; Крутицкий теремок и Воскресенские переходы, соединяющие палаты и собор, созданы в 1693-1694 годах; Храм Воскресения Словущего на Крутицах (Крестовая палата), построен в 1650-е годы на фундаменте начала XVI века; Корпус митрополичьих приказов 2-й пол XVII в; Набережные палаты, 1719 г; Деревянные дома XIX века.

Само собой фотографировать строжайше запрещено, но к тому времени мне надоело следовать глупому запрету, поэтому я просто начал оценивать вид и, быстро доставая фотокамеру, его снимать.
     Подворью передана только часть территории, поэтому чувствуешь себя немного странно - с одной стороны храмовые постройки, а с другой явное присутствие военных и связанных с ними людей, занимающимися непонятными делами с присущим энтузиазмом и лексиконом. Развалины сгоревшего в 2011 деревянного исторического здания у второго входа тоже способствуют интересной атмосфере. А вот разнообразие построек мне очень понравилось, не только стены-башни-храмы, а галерея с теремком и палатами. Когда все это приведут в порядок, должен получиться сказочный уголок!









Буквально через пару улиц от Крутицкого подворья находится мощный Новоспасский монастырь.
     Основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III. Был закрыт в 1918 году и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь НКВД.
     Основные здания и сооружения:
Преображенский собор. (1645-1649); Покровская церковь с трапезной. Комплекс сформировался в 1670-х гг; Стены и башни монастыря. XVII в; Братские кельи с Никольской церковью; Настоятельские палаты. Конец XVII в. и начало XVIII в; Колокольня построена в 1759 - 1785 гг; Знаменская церковь. Построена в конце XVIII в.

Удивительна сохранность внутренних построек монастыря, в советское время чудом они были объявлены достоянием и музеефицированы. Сейчас внутри заканчивается масштабная реставрация, и мне кажется к весне монастырь предстанет просто в шикарном виде. Снаружи правда не все так чудесно, по бокам громоздятся развалины какой-то стройки, склон холма к пруду не особо облагорожен. Но если руки дошли до внутреннего, то, думаю, и ландшафт обустроить должны.
     На второй день моего путешествия погода из относительно ясной и морозной превратилась в пасмурную и хмурую. Поэтому желание порадовать себя чем-нибудь из кулинарного творчества монахов появилось спустя всего несколько часов после завтрака. Чем я и не применул воспользоваться в местной трапезной. Все-таки монастырские пирожки не идут ни в какое сравнение с наводнившими все углы всяческими "бабкиными пирогами", "бейкер стритами" и т.д. Свежие, полные начинки, ммм!























Путь к следующему монастырю - Покровскому был отмечен резко возросшим числом попрошаек и цыганок на улице.
     Основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем. Закрыт в 1920 году, храмы - в 1926 году. В 1926 году была взорвана колокольня. В 1934 году в западной части территории монастыря, на месте монастырского кладбища, был разбит парк, монастырские стены в этой части были снесены.
     Храмы и иные сооружения:
Храм Воскресения Словущего - основан в XVIII веке, в середине XIX века перестроен; Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1808-1814 годах; Колокольня; Настоятельский корпус; Братские корпуса; Ограда с башнями.

Вообще попрошаек было достаточно и у других обителей, но тут число прямо зашкаливало. Ну, думаю, бывает. Но чем ближе к монастырю, тем больше становилось людей, целенаправленно движущихся туда же. А когда я подошел ко входу, прошел через рамки металлоискателя (!) и увидел огромные очереди во все церкви, павильоны, пункты розлива святой воды, захотелось разобраться - куда я попал. Честно признаюсь, при планировании маршрута я уделял внимание древности сооружений и архитектуре, но не подробностям жизни монстыря.
     Итак, я подошел к охраннику и спросил - тут всегда так? На что получил ответ: "Да, сегодня еще немного. Идут, значит наверное помогает".
     Кстати должен сказать - в этом месте сфотографировать что-то внутри нет шансов. Объявления о запрете повсюду, охрана в связи с таким числом посетителей стоит через 15-20 метров. Поэтому кадров всего два с разных сторон окрестностей.
     Уяснив, что внутрь никуда не попасть, ибо стоять порядка часа не было возможности, я подошел к информационным стендам и узнал, что здесь - место нахождения мощей Матроны Московской! Отсюда и ажиотаж у паломников, как приезжих, так и местных. Удивился количеству молодежи, практически половина всех посетителей, многие так целыми семьями. В предыдущих монастырях не было ничего похожего.





Раз уж ни поснимать. ни посмотреть интерьеры не было возможности, то терять времяне стоило и я пошел дальше. по пути к последней точке путешествия был еще один интересный объект - ансамбль Рогожской слободы, интересный проект. который к сожалению почил в бозе.
     Рогожская слобода возникла в конце XVI в. близ деревни Андрониха на левом берегу Яузы, когда в местности «Рогожка» стали селиться ямщики. Главными улицами были Тележная (позже 1-я Рогожская, ныне Школьная) и Воронья (ныне улица Сергия Радонежского). Тележная проходила там, где некогда образовалась Ямская слобода, и сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. На улице продавались телеги, тарантасы, кибитки, шорный товар.

Очень любопытное место, я и не думал что в Москве сохранилось нечто подобное! Владимир, Новгород да, но Москва! Сейчас смотрю и думаю - в чем же особенная прелесть. И понимаю - вывесок нету, рекламы назойливой! Ну почти, но по сравнению например с Тверской...Контраст с высотками сзади добавляет своего шарма.







Погода тем временем стремительно портилась, но до Андронникова монастыря я дошел еще засветло.
     Основан в 1357 году митрополитом Алексием. Закрыт в 1918 году; на его территории располагался один из первых концлагерей ВЧК.
     В архитектурном ансамбле сохранились:
Спасский собор, одно из древнейших сооружений Москвы (восстановленв 1959-1960 гг); Трапезная (1504-1506); Стены и башни (XVII-XVIII века); Настоятельские покои (1690); Ярусная церковь Архангела Михаила  (1694-1739, восстановлена в 1960); Родовая усыпальница Лопухиных; Братский корпус (начало XVIII века); Здание духовного училища (1810-1814).

В монастыре сейчас Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР). Можно ходить, снимать, оплата только за экспозиции музея и выставки. Но то ли сгущающиеся сумерки повлияли, то ли малое число посетителей музея - мне он показался намного атмосферно мертвее всех монастырей. Вроде и отремонтировано все: дорожки, газоны, стены побелены, а идешь - как по пустырю. Но спишем это на усталось, так как место все равно стоит посетить. К сожалению в иконописи я почти ничего не смыслю, поэтому в музее только оценил общее собрание, какие-то уникальные особенности не рассмотрел.















После экспозиции музея я вышел обратно к реке. Вечерело, шел снег, быстро таявший на асфальте и одежде. Еще раз окинул взглядом панораму Москвы с куполами церквей и крышами панелек и посчитал путешествие завершенным.  За эти два дня я увидел немало интереснейших мест, сделал для себя пометку впредь, при поездках в Москву заранее искать такие объекты, так как шанс на что-то наткуться, просто гуляя по городу, не так и велик.
     Впереди был выбор места для ужина, ожидание обратного поезда и дорога домой, в Петербург, с багажом впечатлений и фотографий.



Москва

Previous post Next post
Up