Оригинал взят у
vulkan_avia в
Кольский-2013 или новые воздушные путешествия в КарелииЛето 2013 года выдалось интересным и насыщенным на воздушные путешествия. Да, они оказались не такие глобальные, как
прошлогодний перелёт с Камчатки, но каждое путешествие - это приключение, возможность узнать свою страну и приобрести новых друзей.
Итак. Снова мы летим на север. Цель-Кольский полуостров. Вы спросите, почему именно Кольский? Всё просто - там уникальная, почти не тронутая человеком природа, необычный край. Много я слышал восторженных отзывов об этом месте, о природе, о чистых реках, рыбе, которой кишат эти реки, о необыкновенно больших отливах, о закатах солнца удивительной красоты. Пришла пора увидеть это всё своими глазами и постараться поделиться с другими.
Вылет был назначен на 7 августа 2013г. Лететь решено на Cessna-150 Олега. Именно той Цессне, на которой мы перелетели с Камчатки. Аэродром вылета - Манушкино (г.Санкт-Петербург). Маршрут : Питер-Архангельск-Кольский полуостров. Время - один световой день.
Манушкино
До Питера я вначале было хотел добраться на своём самолёте, но из-за ряда проблем его пришлось оставить в Ватулино у друзей, а мне пересесть в поезд.
Удивительно, но так иногда бывает приятно завалиться на верхнюю полку в поезде и уснуть под мерное постукивание колёс. Как здорово ехать в фирменном поезде, пусть даже в плацкарте, но на чистейших простынях, в вагоне с кондиционером.
Ранним утром 7 августа Мурманский поезд остановился на Ладожском вокзале г.Санкт-Петербурга. Светило солнце. Я вышел из вагона и тут же набрал Олегу. Как оказалось я был метрах в пятистах от его офиса. Олег встречал меня на выходе из вокзала. Мы поехали к нему на работу. Быстро собрав вещи, ещё раз проговорив маршрут и забив его в GPS навигаторы мы выдвинулись на аэродром.
Манушкино расположено практически в черте города. И дорога до аэродрома у нас отняла не более часа времени. Вот бы в Москве такой аэродром!
Заправив самолет, решили его облетать, посмотреть хватит ли нам ВПП с полной загрузкой. Первый взлёт выполнили без багажа. Взять с собой можно было ещё «пару ящиков черешни». ;-)
Звоню ребятам в Арханельск : «мы вылетаем!»
Роман нас уже ждёт. Специально для нас приготовил бочку «сотки» (авиационный бензин 100LL).
Погода шепчет, но с каждым часом становится всё жарче. Уже полдень, спешим вылететь.
Колёса отрываются метров через 500 от начала разбега. Самолёт медленно набирает высоту. Про себя восхищаюсь техникой пилотирования Олега. Видно, что он отлично чувствует самолёт!
Под нами медленно проплывает Ладожское озеро. Не рискуя лететь через его центр (170 км над водой не особо приятно) мы идём на удалении 5-10 км от берега.
Ладожское озеро
Берег Ладоги
По пути осматриваем аэродромы. Это - Лодейное поле. Когда то это был мощнейший аэродром наших ВВС. Теперь он брошен. Правда, пока ещё охраняется, но уже чувствуется «запах» его гибели.
Аэродром Лодейное поле
Стоянки
Инфраструктура аэродрома
Брошенные капониры
Интересный железнодорожный мост
Впереди показался Петрозаводск и Онежское озеро. Пересекаем Онегу, любуясь берегами. Что интересно - западный берег Онежского озера более каменистый, а вот восточный, менее обжитой людьми, и при этом имеет великолепные песчаные пляжи.
Онежское озеро
Полётная карта
Песчанные пляжи
Олег рассказывает про монастырь, расположенный на восточном берегу Онеги.
Я пытаюсь его найти.
Почти сразу за Онежским озером, пройдя на северо-запад около 50 км начинается край озёр и болот. Жильё и дороги остаются где-то далеко позади. Но, что удивительно - почти на протяжении всего пути от Питера до Архангельска у нас в полёте работает интернет. Пусть местами слабенько, но работает!
Жильё людей встречается только у реки
А под нами болота, тайга и реки. Интересно, почему у этого болота концентрическая структура?
Я фотографирую и выкладываю кадры на Facebook, общаюсь с друзьями в Skype. Как будто я не в самолёте лечу в абсолютно безлюдной местности, а сижу в офисе.
От таких озёр очень сложно оторвать взгляд. Природа Карелии удивительно красива!
Помимо штурманского обеспечения в мои обязанности входит работа по перекачке топлива и функции бортпроводника, обеспечивающего пилота водой и питанием. Радиообмен вести не надо. Мы летим в пространстве «G» без диспетчерского сопровождения.
Через несколько часов полёта на горизонте мы видим город. Это Архангельск! Постепенно стали появляться дороги, сначала грунтовые - построенные специально для вырубки леса, потом железная дорога. Город надвигался.
С удаления 10 км мы отчётливо увидели гигантских размеров ВПП, спрятанную в лесу. Это бывший военный аэродром Лахта.
Аэродром Лахта
КДП аэр. Лахта
Заходим на посадку в Лахту
Устанавливаем связь с Романом, встречающим нас. Заход и вот мы уже летим над ВПП, мягкое касание. Слева нас обгоняет мерседес Романа.
Роман подсказывает, что нам нужно к южному торцу ВПП. Впереди ещё около 2 км. Олег добавляет обороты, Цессна отрывается и мы летим на высоте 2м над ВПП, опережая мерс. ;-)
Метров за 700 до торца, прибираем обороты и колёса вновь касаются бетона. Освобождаем ВПП влево и останавливаемся, дожидаясь машин. Хоть аэродром и не действующий, но по неписанным правилам ВПП стараемся всегда освободить, мало ли вдруг кому она может пригодиться для посадки.
Вылезли из самолёта, здороваемся. Люди встречают нас с улыбкой. Начинается заправка. Насоса у нас не, поэтому бензин из бочки переливаем в канистры, а с них идёт заправка.
Цессна-150 на аэродроме Лахта
Пока заправлялись - подъехали авиамоделисты. Впервые я увидел такую большую и красивую модель Л-39 с настоящим реактивным двигателем, работающем на керосине.
Л-29 и Cessna-150 рядом (цена модели и этого самолёта примерно одинакова)
Как завороженные мы стояли и любовались полётами модели.
Но нам пора лететь дальше! Впереди 50 км над холодным Белым морем и Кольский. Там нас ждут друзья Олега, которые заранее прибыли на полуостров и должны нас встречать. Но связи с ними нет. Спутникового телефона у них нет, а обычные мобильники там не работают!
Взлёт и вот под нами проплывает Архангельск, Северная Двина, аэропорт Талаги.
Архангельск
Аэродром Талаги
Нефтяная пристань и склад ГСМ для аэропорта
Слышим, как готовится к снижению с эшелона пассажирский борт, прибывающий в аэропорт. А мы летим всё дальше на север. Сличаем карту с местностью. Тут много ориентиров. Постепенно набираем 1 км высоты. Впереди открытое море.
Севернее Архангельска
Берег Белого моря в районе Верхней Золотицы
И вот мы над большой водой. Снова внутри сжимается сердце, понимая, что сейчас вся надежда только на мотор. Видимость сегодня отличная - с нашей высоты видно берег Кольского. А под нами по Белому морю идут корабли. Буксир тащит баржу. Вода спокойная…
Олег рассказывает об опасностях , подстерегающих мореплавателей на Белом море. Оказывается, что здесь наблюдается так называемая «Короткая волна».
Небольшая справка:
Акватория Белого моря занимает площадь 90000 км. Береговая линия имеет протяженность около 5000 км.
Белое море принято делить на три части: северную, среднюю и южную. Маршрут пролегал в средней и южной частях Белого моря.
Средняя часть Белого моря, именуемая обычно Горлом Белого моря, представляет собой пролив, соединяющий северную часть моря с южной. Наименьшая ширина Горла - 55 километров - находится на линии мыса Инцы и реки Полоньга. Границей Горла на юго-западе является линия, соединяющая селение Тетрино с мысом Зимнегорский.
Южная часть Белого моря, называемая бассейном Белого моря, является наиболее обширной и глубоководной его частью, В берега бассейна Белого моря вдаются три обширных залива: Двинский, Онежский и Кандалакшский.
Климат района Белого является переходным от морского к континентальному и характеризуется значительными колебаниям температуры, большой влажностью, облачностью и частыми осадками. Лето в северной части моря прохладнее, чем в бассейне моря и его заливах. Лето короткое и прохладное, начинается с середины июня и продолжается до конца августа; оно, как правило, пасмурное, осадков выпадает много. В течение всего сезона преобладают устойчивые ветры северных и северо-восточных направлений. Наблюдается значительное число дней с туманом.
Наиболее теплыми месяцами являются июль и август, средняя температура которых колеблется от 8-10 до 12-15 на юге района, причем в открытом море температура несколько ниже, чем на побережье. Относительная влажность воздуха высока и колеблется от 70-80% до 85-90%. В заливах, как правило, температура несколько выше, а влажность воздуха ниже.
Температура воды на поверхности моря в июле достигает 12-16° в бассейне и в заливах, а в Горле и северной части моря она составляет 6-8°.
Волны на Белом море короткие и крутые. Наиболее часто встречаются волны до 2 метров, повторяемость которых в Горле и в северной части моря составляет 80%. Очень редко наблюдаются волны высотой 4-6 м. Длина волны обычно колеблется около 20-25м. Волны длиной 50-100 м бывают редко.
Преодолев Горло Белого моря мы оказываемся над берегом Кольского полуострова. Удивительно, как сильно этот берег отличается от того, что мы видели.
Скальное основание Кольского полуострова
Наш курс лежит на населённый пункт Сосновка. Там должен быть аэродром. Состояние его нам неизвестно. Связи нет никакой! Вот и Сосновка. ВПП есть! Отмаркирована, стоят конуса, колдун.
Сосновка
Начинаем осматривать, выполняя проходы на малой высоте. Вроде как ничего, но смущает дорога по краю ВПП и растительность пятнами. После выполнения ряда проходов и осмотра, делаем два конвеера. И только тут мы понимаем, что эта ВПП очень коварна. При осмотре это было не видно, и только на конвеере Олег почувствовал что высота травяно-моховых кочек сантиметров по 15! Т.е. сесть можно, а вот взлететь будет очень сложно или же вообще невозможно! Люди в посёлке замерли, все смотрят в небо на нас. Это чётко заметно - женщина, развешивающая бельё сушится стоит с одним и тем же полотенцем, мотоциклист, увидев самолёт чуть не падает с мотоцикла и вот он уже стоит задрав голову. Жаль, что мы не смогли тут сесть! Эх, если бы мы были бы на Ан-2, то могли бы легко тут сесть!
Населённый пункт Сосновка
Кладбище на краю Сосновки
С малой высоты хорошо видно, что люди смотрят на самолёт
Принимаем решение лететь на север. К устью реки Даниловка. Там нас ждёт группа с рацией.
Кольский…
По берегу Кольского стоят, а местами лежат столбы с проводами. Это связь! Почему-то у меня возникает ассоциация с военными фильмами, когда связь велась с помощью полевого телефона.
Пока летим, замечаю по берегу несколько деревянных крестов, стоящих на мысах. Кто здесь похоронен? Как погибли эти люди? Когда?
Попадаются геодезические вышки.
Интересный загон. Для меня осталось загадкой - для кого это создано.
А вот и устье Даниловки.
Ребята включили рацию и связываются с нами. Предлагают несколько возможных площадок. Осмотрев их - отказываемся от посадки. Т.к. поперёк одной из них идут гребни из скального образования, а вторая имеет длину менее 200м. Делаем несколько проходов на предельно-малой высоте. Ребята просят пройти в русле реки Даниловки. Олег снижается. Я спрашиваю у него - уверен ли он, что впереди нет проводов? Запрашиваем о проводах у ребят на земле. Оказывается - есть и тут провода. Именно те, связные - что шли вдоль берега. Набираем высоту. Глупо было бы повиснуть тут на проводах по глупости.
Моторки наших друзей.
Прощаемся и летим в сторону Сосновки. По базе данных АОПА-Россия 100км на юг есть ещё одна площадка. Проходим Сосновку. Солнышко начинает клониться к закату. Принимаем решение, что если и та ВПП будет не пригодна, то мы уходим обратно в Архангельск. Подломать на посадке аппарат нам никак нельзя! Топлива в обрез.
Закат над Кольским полуостровом
ВПП «Пялица» нам обнаружить не удалось! Ни знаков, ничего нет… Солнце уже повисло на горизонте. С моря начало натягивать вынос (туман). Освещение не позволяло уже достоверно осмотреть ВПП. Принимаем решение о возврате в Архангельск. Даю Олегу курс домой. Начинаю считать время. Эх… мы прибудем через час после захода солнца. На неосвещенный аэродром посреди леса. Но деваться нам некуда! Наука на будущее, что такие полёты нужно планировать с учётом светлого времени на возврат домой.
Взяли курс на Архангельск
Летим над Белым морем. Перед нами открываются удивительно красивые виды. Чувство страха замещается чувством восхищения красотой природы. И снова я прихожу к мысли, что самое красивое в жизни - это наша природа, земля, небо, море. Пытаюсь сделать фотографии, которыми смогу поделиться с Вами.
Звоню Роману - сообщаю наше решение. Успокаиваю его, что у нас всё нормально. Солнце уходит за горизонт. Через пол часа наступает темнота… Впереди огнями зданий горит Архангельск.
ВПП Талаг тёмная. Вот тебе и международный аэропорт… Ночью он не работает.
Наша Цессна проплывает над городом. Строим заход в Лахту.
ВПП видна более светлым пятном, среди чёрного леса.
На выравнивании включаем фару, которая выхватывает небольшое пятно бетона.
Олег отлично выполняет посадку. Звоню Роману, он готов к нам приехать, но оставлять аппарат без присмотра не рекомендует, мало ли что. Решаем ночевать рядом с самолётом.
Я выхожу из кабины, иду по рулёжке, осматривая её на предмет препятствий и мусора, Олег рулит за мной. Выбираем одну из потайных стоянок. А их тут великое множество. Легко можно спрятать самолёт размером с Ан-2, да спрятать так, что потом самому сложно будет найти. Вот он - настоящий партизанский аэродром! ;-)
Зарулив и выключив двигатель, быстро перекусываем и падаем спать. Олег засыпает прям под левым крылом .
Олег уже уснул, надеюсь не разбужу его вспышкой фотоаппарата
Я забираюсь в кабину, предварительно выкинув оттуда весь наш скарб и сняв одно из кресел.
Только закрыв глаза, слышу телефонный звонок, открываю глаза и вижу свет. Уже утро!
Нас ищет Роман. Он уже на аэродроме. Приходится выйти на магистральную ВПП и встречать его.
Роман привёз нам завтрак, горячее кофе, бутерброды. Позавтракав, едем за топливом. Параллельно Роман рассказывает об этом аэродроме.
Оказывается нас вчера ПВО видело. И даже звонило - узнавало о нас, кто и что тут делаем.
Заправляем Цессну. Подъезжает Юра, он тоже привёз нам завтрак.
Юрий здесь служил штурманом на Ту-16. Расспрашиваем его об этом аэродроме, просим показать.
Оказывается на этом аэродроме было хранилище ядерных боеприпасов. Заряды вывезли, а хранилище бросили. Едем смотреть. Когда-то это был грандиозный объект с хорошей защитой, охраной. По дороге встречаем остатки как минимум трёх КПП. Т.е. явно было три разных зоны с различным уровнем доступа. Вдоль дороги местами стоят доты. Дорога выложенная плитами частично заросла травой, сверху свисают ветви деревьев. Чувствую себя как в приключенческом фильме. Едем долго.
Остатки КПП
Дот
И вот Юра сворачивает в неприметный отворот и перед нами из за деревьев показывается гора на которой растут деревья. А в горе - ворота, открытые ворота и коридор.
Выходим из машины. Дальше только пешком. Мы с Олегом полностью поражены сооружением. Коридор с 5 воротами. Толщина ворот - 1м. Для людей отдельный вход с радиусными дверьми толщиной более 1м. Наружняя дверь срезана и вывезена, внутреннюю снять, не смогли.
В помещении холод и сырость, вода течёт с потолка. Вся электропроводка выдрана. Но на стенах сохранились надписи. Назначение многих помещений непонятны. Пройдя по лабиринту комнат, попадаем в большой зал. Впереди закрытые ворота. Куда они ведут, не знает даже Юра. Он их увидел сейчас впервые. Обратно мы выходим через центральный вход, перепрыгнув 5 рвов с водой (затопленные направляющие больших ворот). Мы под впечатлением от этого сооружения.
Садимся в машину и едем обратно. Первые 10 минут дороги просто молчим - так сильны впечатления от увиденного.
Около нашего самолёта встречаем коменданта аэродрома. Рассказываем ему о том, что совершили вынужденную посадку по причине нехватки топлива, а ребята нас выручили, подвезли топливо. И то, что сейчас разрешено выполнять посадку на геоточку, коей является данный аэродром.
Начинаем готовится к вылету! Обещаю, что мы постараемся прилететь в Лахту на Ил-14. Очень хочется показать друзьям это уникальное место.
Созваниваемся с Егором. Он сейчас летает в Вельске на Cessna-172. Поступает предложение осмотреть аэродром Андозеро или Ватега.
Аэродром построен в 15 км от г.Онега, расположенного на берегу Белого моря. Аэродром брошен в 1995г. Изначально он строился под тяжёлые стратегические бомбардировщики и как запасной для Бурана. Длина ВПП - около 4 км, ширина 60м. Для его строительства асфальт возили вертолётами Ми-6, т.к. дорог не было.
Договорившись о встрече на Андозере мы жмём руки Роману и Юре и вылетаем.
Снова озёра и болота под нами.
Но их меньше, рядом Белое море и вода частично уходит в него по мелким речкам. Проходит час и вот перед нами Андозеро. О боже! Что это! Огромная ВПП, но сесть на нёё нельзя! Все плиты украдены! Это более 20 000 плит. Как? Кто допустил, что такой аэродром был уничтожен? ЗАЧЕМ? Кроме как диверсионной деятельностью я ни как не могу больше назвать эту деятельность! И можно долго говорить, что аэродром тут был особо не нужен, что из плит построили дороги в садовых участках, сделали пристани и что-то ещё, но это для меня это всё равно преступление против России, т.к. данные действия подрывают обороноспособность нашей страны и исключают близлежащие населённые пункты и этот район из транспортной структуры страны.
Аэродром Андозеро или Ватега
Начинаем осматривать аэродром, подбирая место для посадки. Нас устраивает участок магистральной рулёжки. Заходим на посадку.
Единственный пригодный для посадки участок рулёжной дорожки
Оставив самолёт в мелком леске, идём рассматривать аэродром. Ощущение, что аэродром попал под бомбёжку. Однако это уничтожение произошло в мирное время!
Здесь не было кровопролитных боёв - это всё время и мародёры
Места здесь очень красивые. Аэродром стоит на песке. Место сухое, вокруг сосны.
Выходим на ВПП. Олег становится на колени и пытается разгрести песок. Под полуметровым слоем натыкаемся на асфальт. Ничего себе. Видимо для увеличения грузонапряжённости ВПП сначала была построена асфальтовая полоса, на которую положили песчанную подушку и уже сверху застелили аэродромными плитами. Да, враги потрудились здесь на славу. Остались только куски битума и цемента, залитого между плитами.
Раньше тут была ВПП
Накатывает грусть и досада.
Возвращаемся к самолёту. Вокруг нас красота Карельской природы. Обедаем, любуемся природой.
Беру кусочек ягеля домой на память.
Через некоторое время прилетает Егор с друзьями. Делится с нами моторным маслом и водой. Общаемся.
Прощаемся и вот снова мы в небе. Наш путь лежит в Питер. Мы летим в Кусино. По моим расчётам мы должны прийти за 1 час до заката.
Речки Карелии под нами
Подлетаем к Кижам.
Кижи
Снижаемся, делаем несколько проходов рядом с островом, снимая эту красоту. Совершенно не вяжется с красотой церквей угловатая база МЧС.
Вертолётная площадка в Кижах
Теплоход только что отчалил от Кижей
Летим в сторону Петрозаводска.
Проход над домом Карела. (мы к нему прилетали неделю назад на вертолёте с Алексеем)
Миновав траверз Петрозаводска, наблюдаем лесной пожар. Сообщаем об этом диспетчеру Петрозаводск-район. Он нас благодарит.
Впереди Ладога и Ладейное поле. Снижаемся. Делаем конвеер на Лодейном поле. Ведь это аэродром! И ВПП брошенного аэродрома радуется, когда её касаются колёса самолёта.
Свежепостроенная ЛЭП
Свирь
Закат в реке
Закат
Впереди горит факел нефте-перерабатывающего завода в Киришах.
А за ним аэродром Олега Стрюковатого - Кусино.
Друзья встречают нас. Самолёт ставится на стоянке. Я поражён изменениями! На аэродроме строится отличный ангар, КДП, уже есть гостевые комнаты, где можно переночевать.
Рассказываем о нашем путешествии, делимся впечатлениями. Мы уже дома!
Трек нашего путешествия
Всё написанное является художественным научно-приключенческим произведением.