Оригинал взят у
basov_chukotka в
Когда танцует "Эргырон" Праздничные мероприятия на ярмарке оленеводов в Канчалане проходили не только на улице. Когда последняя оленья упряжка пересекла финишную линию уже смеркалось и праздник плавно перетёк со льда реки Канчалан в сельский Центр образования. Здесь уже во всю репетировал единственный на Чукотке профессиональный чукотско-эскимосский ансамбль "Эргырон".
"Эрыгрон" это не просто ансамбль - это явление. Когда выступает "Эрыгрон" жизнь замирает, а сердца зрителей словно быстроногие олени эракор выпрыгивают из груди, в такт ударов яраров. Чукотка становится живой и осязаемой. Она начинает говорить словами и движениями "Эргырона".
"Рассвету", а именно так переводится с чукотского эргырон, уже почти полвека. Он как КВН, вечно молодой и уже не "торт". "Не тем" он стал уже лет через 10 после своего появления. И уж тем более не тот нынче.
- Вот раньше были великие артисты, - говорят старики видевшие первых артистов "Эргырона".
- А каков был Кевкей! Вылитый шаман. Нет ему замены, - говорят о заслуженном артисте России бывшем солисте ансамбля.
- Опопсовел "Эргырон", много современной музыки стало.
Честно признаюсь я не поклонник "Эрыгрона". Точнее так, я не люблю ходить на концерты "Эрыгрона", когда он выступает на городской сцене. Есть хореография и театрализация, которую нужно смотреть только на сцене. Выступления фольклорных коллективов смотреть нужно на расстоянии вытянутой руки, находиться, так сказать, в одной плоскости и пространстве. Потому что это пространство моментально наполняется энергией электричества, магией действа и мурашками, которые как стрелка барометра начинают скакать, в доказательство того, что ты являешься свидетелем настоящего искусства.
2.
Что меня поражает в выступлениях "Эрыгрона" это самоотдача с которой выступают молодые артисты. Улыбка почти не сходит с их лиц в течении всего представления, даже во время исполнения физически сложных трюков.
3.
Половина спортивного зала - сценическая площадка, другая половина битком забита народом. В зале невыносимо душно, неудобные скамейки и теснота. Но это никого не пугает, ведь выступает "Эрыгрон"! Не все номера "Эргырона" мне понравились. Много эклектики и современных аранжировок национальных мелодий. Ансамбль безусловно идёт в ногу со временем, ставя современные номера, но всё таки сила "Эргырона", не в аранжировке, а в "народности".
4. Самая фееричная композиция ансамбля "Танец с палками". ЖЖ, гад, не загружает видео, поэтому только фото
Говорить об "Эрыгроне" можно много и долго, но его надо видеть. Причём видеть в живую. Если однажды в вашем городе появится не знакомое слово "Эргырон", знайте, вам туда. И не спрашивайте зачем, сами потом поймёте.
5.
Расскажу лучше о детях, которые, как пчёлы на мёд слетались во время любых праздничных мероприятий ярмарки. Чукотские дети, это отдельная тема. Классическое европейское воспитание основанное на строгости и прилежании здесь просто плачет, вместе с педагогами. Но речь не о том. В анонсе о ярмарке я обещал рассказать , почему не все мальчики становятся мужчинами. Существует расхожее выражение, что мужчина - это выживший мальчик. Мужчины вспоминая свои детские "пошухарим", вздрагивают и тихо молятся, чтобы их сыновья не были в этом похожи на них. Не дожить до состояния мужчины и в городе не сложно, а уж в деревне, за неимением развлечений, так и вовсе не сложно. Уже в маленьком возрасте, как и полагается мальчики лезут и пробуют всё что им попадает под руку. Премия Дарвина, "вручаемая" за самые нелепые смерти, почти всегда вручается передовому отряду вида хомо сапиенс - мужчинам.
Один из потенциальных номинантов живёт в Канчалане, хотя скорее всего их живёт там очень много. Идёт выступление "Эргырона". Мальчики лет 4-6 неугомонно бегают по "авансцене" , вдогонки и стучя при этом друг другу по головам, попам и другим частям тела. Воспитательница с искривлённым выражением лица цикала, шикала и даже жёстко сажала их на место, с края площадки. Уж не знаю, что она им сказала но минут на пять малышня бегать перестала. Но ведь пассионарность свою деть куда-то нужно, да и шило в одном месте сидеть мешает. Тут один из малышей, подползает к софиту, который подсвечивает сцену и ничтоже не сумняшись широко открытыми глазами заглядывает внутрь этого "чудо-прибора". Мы с сыном наблюдавшие эту картинку опешили. Не знаю сколько люменов источает этот софит, но на него неприятно смотреть даже с расстояния, и даже когда он светит в сторону. Сколько "зайчиков", "солнышек" и "летающих тарелок" в глазах увидел пацан даже и подумать страшно. Оклемавшись, через несколько секунд он лихо поскакал в другую сторону. Не все мальчики становятся мужчинами, ох не все.
6. Зрители в спортзале Центра образования с.Канчалан
В целом, концертная и развлекательная программа ярмарки была крайне насыщенной и интенсивной. С 4 часов дня и до часу ночи в режиме нон-стоп выступала фольклорная самодеятельность из Канчалана, Усть-Белой, Угольных Копей и Анадыря. Вдоволь насладившись народным творчеством народ перетёк в сельский клуб, в котором Саша Салмин, модный анадырский ди-джей и радиоведущий крутил дискотеку. Оценить уровень эпатажности местной публики на танцполе я уже не смог. Я был просто отравлен "творчеством" во всех его проявлениях и ипостасях. Но жители и гости Канчалана отрывались до конца и даже требовали продолжения "банкета". Ведь когда еще столько "культуры" в село приедет?
7. Фольклорный коллектив из Кначалана. Поразительная эклектика
8. Фольклорный коллектив из с. Усть-Белая
Фото: Тимур Ахметов и автор
"Еду в Канчалан",
"Ярмарка оленеводов",
"Быстроногие олени ЭРАКОРА"