Оригинал взят у dobriy_vasya в Небесная "рукавица" ВВС России. Иркутский авиационный завод передал Министерству обороны России очередную партию из 4-х учебно-боевых самолётов Як-130.
Двухместный учебно-боевой самолет Як-130 обеспечивает основную и повышенную подготовку летчиков современных и перспективных боевых самолетов, в том числе, сверхманевренных истребителей поколений «4++» и «5». Комплекс управляемого и неуправляемого вооружения позволяет эффективно применять Як-130 как в ходе обучения, так и при решении боевых задач. Высокий ресурс и низкая стоимость эксплуатации Як-130 минимизируют расходы на обучение и поддержание боеспособности пилотов боевой авиации.
Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten - «Рукавица») - учебно-боевой самолёт, лёгкий штурмовик, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39. Як-130 - первый полностью новый (а не модернизированный вариант существовавшей модели) самолёт, построенный в России после распада СССР.
Первый полёт опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 года под управлением лётчика-испытателя Андрея Синицына. В феврале 2005 года на Як-130 совершил полёт действующий на тот момент главнокомандующий ВВС России Владимир Михайлов. 19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России 16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолётов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков.
Всего в ВВС России с 2012 по начало 2015 года получено 65 Як-130. Кстати, Белоруссия стала первой страной бывшего СССР после России, закупающей Як-130. Кроме того, ведутся переговоры о поставках Як-130 для ВВС Казахстана. Як-130 также состоит на вооружении ВВС Алжира. Продолжаются поставки этих самолетов во Вьетнам и Бангладеш. Также Як-130 участвует в тендерах на поставку новых УБС для Малайзии и Филиппин.
В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах авиационной техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов четвёртого и пятого поколений.
Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника.
Имеются и девять точек подвески - для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами. В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика - уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.
На этих машинах летчики Военного учебного научного центра ВВС совершили самый продолжительный перелет, преодолев свыше 5,5 тысячи километров. Экипажи совершил 3 промежуточные посадки в Новосибирске, Челябинске и Борисоглебске для выполнения дозаправки авиационной техники.
Учебно-тренировочный самолет Як-130 представляет собой двухместный двухдвигательный среднеплан с трехстоечным шасси. Его аэродинамическая компоновка, высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный стабилизатор и расположение воздухозаборников позволяют выполнять маневры на больших углах атаки. Это очень важно для овладения полным потенциалом маневренных возможностей современных боевых самолетов.
Развитые средства механизации крыла, высокая тяговооруженность (0,7-0,8) и трехстоечное шасси позволяют эксплуатировать самолет как на грунтовых, так и на бетонных взлетно-посадочных полосах длиной не более 1000 м. При этом длина разбега составляет 380 м, а длина пробега - 670 м. Самолет нормальной аэродинамической схемы с крыльевыми наплывами и размещенными под ними воздухозаборниками. Кабина с тандемным расположением сидений и единым фонарем. Гарантированно безопасный ресурс планера 10 000 ч. Ресурс может быть увеличен до 15 000 ч, что примерно соответствует выполнению 20 000 посадок и календарному сроку службы 30 лет.
Технические характеристики Экипаж: 1 или 2 человека Длина: 11,493 м Размах крыла: 9,84 м Высота: 4,643 м Масса пустого: 4600 кг Нормальная взлётная масса: 7700 кг Максимальная взлётная масса: 10 290 кг[26] Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25 Тяга: 2 × 2500 кгс
Лётные характеристики Максимальная скорость: 960 км/ч Скорость сваливания: 160-180 км/ч Практический потолок: 12 500 м (ограничение по кислородной системе) Скороподъёмность: 4 мин. 49 сек. - 12500 м Тяговооружённость: 0,8 Длина разбега: 510-940 м Длина пробега: 610-880 м
Вооружение Боевая нагрузка: 3000 кг Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, - 2-4 шт. (5, 6, 7, 8 точки подвески). Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, неуправляемые ракеты С-25ОФМ, - 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески). Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески). Ресурс самолёта: 10 000 часов