Оригинал взят у
ren_ar в
Археологический музей в Анталии. Часть II: Загадки римских саркофагов. Один из самых интересных залов в археологическом музее Анталии это зал саркофагов, хотя, казалось бы жутчайшее место! Целый зал с гигантскими мраморными ящиками для вечного упокоения... Да и само название "саркофаг", что переводится как "пожирающий мясо". Говорят, что раньше урны для усопших делали из особого известняка, которые в течении месяца-двух полностью разъедал тело... Но здесь, в этом светлом зале, совершенно не чувствуется ничего этого... Но в тоже время что-то и притягивает нас сюда...
Как и скульптуры в прошлом зале саркофаги попали сюда из древнеримского города Перге, сейчас его руины, неплохо сохранившиеся, расположены в десяти километрах на северо-восток от Анталии. И все находки датируются II-III веком нашей эры - периодом расцвета Римской империи. В те времена не скупились на пышные похороны и увековечивание свое памяти, это уже позже людей стало столько, что укладывать каждого второго почившего в мраморный саркофаг стало непрактично.
02.
03.
Да и мастеров, которые могли бы его оформить также искусно не осталось. Впрочем и в христианские времена некоторые власть предержащие, или просто очень богатые и знатные особы, были неравнодушны к тому, чтобы позаботиться о достойном отправлении себя в мир иной. И тут им на выручку приходили древнеримские саркофаги. Прежнего владельца оттуда выгребали, как улитку из раковины. Ну а что, полежал, энные сотни лет и хватит, дай другому полежать! И в освободившиеся место укладывали тело какого-нибудь средневекового вельможи, или там, скажем, короля. А все эти языческие узоры на саркофаге обыгрывались с использованием христианской догматики. Скажем не Дионис там с сатирами, а ангел небесный с воинством своим...
04.
05.
Действительно древние римляне знали толк в искусстве. И даже простые гробы (неприятное слово, но что делать) умудрялись претворять в шедевры мировой культуры, обыгрывая на стенках саркофагов различные сюжеты на тему античной мифологии, человек давно уже умер, а легенды на его саркофаге оживают, вот Геракл совершает свои двенадцать подвигов, а вот прекрасные обнаженные вакханки пьют вино, прислуживая знатному римскому патрицию, чей образ соединился благодаря мастеру с образом древнего и вечно молодого бога виноделия...
06.
07.
Не удивительно, что и христиане хотели лежать в таком же прекрасном окружении и принимать угощения из рук юных дев. И это желание спасло для современной культуры немало римских саркофагов, которые при ином раскладе могли оказаться просто разбитыми. Видимо, не все языческое оставило людей даже в темные Средние века. Ну а мы сейчас можем, словно картинами великих живописцев, наслаждаться местами упокоения людей, которые жили бесконечно много лет назад, потому что почти две тысячи лет это время, которое очень трудно осознать.
08.
09. Серьёзная Ириша
perisher_13 На крышках саркофагов часто можно увидеть и скульптуры тех, кто был погребен под этими крышками, в своем собственном обличье, или в образе античного бога или богини, скажем Ариадны. На их лицах мир, счастье и покой, жизнь прошла удачно и дальше их ждет другая жизнь, в иных чертогах, не менее счастливая и прекрасная. Правда иногда денег не хватало и саркофаг не доделывали, скажем, вот все тело из мрамора вырезано, а голова нет, кусок камня... Так и хоронили.
10.
11.
12.
Уже позже эту манеру вырезать скульптуру усопшего поверх надгробия переняли и в более позднее время. Как правило, это были опять же знатные особы, в лежащем виде, при полном монаршем или воинском облачении, или коленопреклоненным. Назывались такие скульптуры эффигии. Что-то подобное местами распространено и в современное время.
13.
14.
Но вот что мне действительно интересно и удивительно... Почему когда ходишь по залу с саркофагами нет того же странного и загадочного ощущения, что обычно возникает во время прогулок по старинным криптам, кладбищам... и чувствуешь себя действительно словно на выставке живописи. Может потому что сейчас все эти саркофаги пусты, останков прежних владельцев нет в них... Интересно, а где они сейчас? А может какой-то из саркофагов и не пуст... В любом случае вот какая интересная штука получается. Все эти знатные патриции и римские вельможи хотели увековечить себя для жизни вечной, но получается, что увековечили лишь искусство и талант древних неизвестных мастеров, тех самых, что вырезали эти саркофаги...
15.
16.
Предыдущие части:
Стамбул в ноябре... Часть I Стамбул в ноябре. Часть II: Султанахмет Площадь Таксим после "турецкой весны"... Прогулка по ночной Анталии Анталия. Старый город. Анталия (Kaleiçi Marina). Морская прогулка Археологический музей в Анталии. Часть I: Кувшины для костей и масла... Археологический музей в Анталии. Часть II: Древний Рим Когда оживают руины. Прогулка по ночному Сиде Кровью гладиатора... Римский театр в Сиде В гости к прекрасным харитам... Музей в Сиде Античный Сиде, город на стыке времени Красная башня Аладдина Восхождение на маяк Гавань пиратских кораблей. Аланья.