Оригинал взят у
cheger в
Армения 2014: Прогулка по Вайоц-Дзор Вайоц-Дзор - это относительно небольшая область, севернее Сюника благодаря своему расположению (в свое время тут проходили основные торговые пути) здесь множество интересны мест, правда, в большинство из которых ну очень сложно добраться. Именно поэтому я, измотавшись за рулем, решил "отдохнуть" и один день провести пешком. И именно здесь провести этот день - добраться до многих мест этого района на легковушке нереально, а пешком как раз можно. Тут, кроме древних монастырей и и церквей, есть ещё и пара довольно больших крепостей, которые можно было тоже посмотреть.
До монастыря Танаат можно доехать вполне и на машине. Он одиноко высится на фоне Араратов, ныне находящихся в Турции.
Как я уже
писал, пейзажи в этой маленькой кавказской стране совершенно разные, стоит проехать 50 километров - и все меняется! В Вайоц-Дзоре это прежде всего своеобразная возвышенность, лишённая лесного покрова. Лишь поднимаясь немного в горы появляются небольшие кусты акации, ивняк и немного тополей...
Монастырский комплекс Танаат состоит из двух церквей, кладбища и руин древнего
Гладзорского университета -высшего учебного заведения и одного из известнейших центров просвещения средневековой Армении, основанного в 1282 году в исторической области Сюник.
Монастырь сложен из густо-сине-серого базальта, и поэтому его часто называют «Черный монастырь». Кстати, что-то пока и не припомню ни одного монастыря такого темного цвета... Главная церковь комплекса - Сурб Степанос - была воздвигнута в 1279 году. К ней примыкает другая церковь - Сурб Ншан.
Всего в трех километрах от Танаата располагается ещё один монастырь - Аркази, он же Сурб Хач - Святой крест. Название у него такое, якобы потому, что рядом с ним закопана часть Животворящего Креста. Он очень активно реставрируется и выглядит совершенно современным, хотя изначально существовал он на этом месте аж в 8 веке.
После посещения Танаата, выяснив у местных, что до монастырей Спитакавор и Цахац Кар мне на машине не доехать, я взял немного еды в рюкзак и пошел в горы пешком. Подняться надо было довольно далеко и высоко, но главная проблема подобных уединенных мест на Кавказе - пастушьи собаки. На всякий случай, в оба кармана я положил по паре приличных камней...
Я выбрал Цахац Кар, так как до него было немного ближе и к тому же относительно рядом с ним располагается крепость Смбатаберд. Хорошо, что по пути попались какие-то мужики, которые подсказали дорогу - иначе найти что-либо в горах и многочисленных козьих тропках просто нереально!
Подъем занял у меня около полутора часов и вот, наконец-то Цахац Кар! Кстати,совсем недавно она выглядела вот так
Сейчас же все отреставрировали и не скажешь, что когда то тут было все на половину разрушено. Раньше по около монастыря было кладбище, от которого по всей округе бессистемно лежат хачкары...
Главные монастырские здания - церковь Ованеса и св. Карапета. Поскольку монастырь представлял собой крупную феодальную организацию, были тут когда-то и хозяйственные постройки, маслобойня, но они уничтожены временем. Церковь Ованеса украшена традиционным растительным орнаментом (гранаты, виноградные лозы). Монументальная скульптура украшает также северный фасад церкви св. Карапета - одного из лучших архитектурных памятников Армении XI века. Здесь разместился гигантский горельеф. Уникальное по своим размерам изображение борющихся льва и быка занимает около двух метров в длину и являет собой яркий пример творчества скульпторов средневековья. Но про все эти барельефы я напишу отдельно.
С восточной стороны Цахац Кара находится созданное одновременно с предыдущим (в 1041 г.) интереснейшее архитектурное произведение - двухэтажная усыпальница, одна из самых ранних среди известных построек такого рода. Она представляла собой единый комплекс, в который входил бескупольный храм, примыкающий к нему притвор - прямоугольное помещение со звездчатым плоским перекрытием, оформленным в виде цветка с восемью лепестками, и часовня над ним.
Западный фасад притвора, где расположен вход, украшен двумя хорошо сохранившимися трехметровыми хачкарами. Между крест-камнями - большая ниша, которая сверху увенчана двумя висячими арками. На северном краю церкви сохранился круглый постамент, вероятно от надгробного памятника. В целом ансамбль Цахацкара, воздвигнутый высоко в горах, служил, вероятно, в трудные минуты форпостом столицы Сюникского княжества. Ее древние постройки видны уже с перешейка хребта, когда преодолена половина спуска от Цахац Кара.
Вскоре появляются овцы, пастухи и собаки... Одна добегает до меня проверить, кто такой - спасает высокий хачкар. Но, кажется, я её вообще не интересую - она, рыская и засовывая свой огромный нос под каждый камень, убегает к пастухам.
Немного поодаль располагается ещё один комплекс этого же монастыря, но значительно сильнее разрушенный и немного более древний. Здесь когда то располагались две церкви
На половине обратного пути я свернул ну другую тропу и пошагал в строну возвышающейся около вышки сотовой связи крепости с непроизносимым названием Смбатаберд.
Крепость эта с трех сторон окружена неприступными скалами, круто обрывающимися в ущелья, и защищена крепостными стенами из базальта двух-трехметровой толщины.
Оборонительный пункт здесь был еще с V в.. Историки снабдили нас сведениями о жестокой битве с персами, разыгравшейся у стен крепости. Эти события относятся к освободительной войне V в.. Нынешние цитадель и крепостная стена выложены в XII в. князем Смбатом.
Последний, узнав о скором прибытии монголов, строит крепости и оборонительные пункты по всему району, подготавливает народ к “доброй” встрече врага. В честь князя Смбата, прославленного своей храбростью и мудростью, крепость и назвали Смбатаберд (“берд” - “крепость”).
Внутри крепости стояли многочисленные жилые дома, сейчас полностью разрушенные. Северный и восточный входы в Смбатаберд имели специальные галереи, на крыше которых находились наблюдательные пункты. Впечатления крепость не производит
А вон внизу виднеется намного более интересный
Ехегис.
Спустившись к машине и немного перекусим я покатил в Аратес
Монастырский комплекс Аратес расположен на берегу притока реки Ехегис - Аратес, на вершине холма. Среди полуразрушенных архитектурных сооружений находятся церкви Сурб Сион (Св. Сиона), Сурб Аствацацин (Св. Богородицы) и два притвора. Предполагается, что комплекс был основан в VII веке, хотя письменное свидетельство указывает на IX век.
Церковь Сурб Сион была построена в X веке. Это однонефная сводчатая церковь. Имеет три ризницы - две расположены по обе стороны от алтаря и одна примыкает к северной стене.
Церковь Сурб Аствацацин находится с южной стороны церкви Сурб Сион. Построена в XI-XIII веках. Это купольный зал с двумя пилястрами. Первый притвор пристроен к западному фасаду церкви Сурб Аствацацин и является самой примечательной постройкой комплекса. Возвел его зодчий Сиранес в 1270 году. В числе заказчиков и строителей упоминаются монах Айрапет, Григорик и Степанос. В 1959-1961 гг. была восстановлена одна из скрещивающихся арок притвора. В настоящее время притвор полностью разрушен.
Второй притвор расположен между церквями Сурб Сион и Сурб Аствацацин. Построен в XIII веке. Строение имеет квадратную планировку и две ризницы с восточной стороны.
Монастырь имел ограду, которая была разрушена в XVII веке. На территории комплекса находятся хачкары и надгробные плиты, относящиеся к X-XVII векам.
Непонятное помещение в горе
По факту Аратес полностью разрушен и смотреть там тоже особо нечего к сожалению...
Дальше я взял курс на Севан, а для этого мне надо было преодолеть Селимский перевал, расположенный на высоте 2500 метров. Благо, дорогу тут не так давно буквально проложили заново (кстати, как я понял, на деньги американского богача с армянскими корнями).
На это перевале располагается очень странное строение, подобных я раньше вообще не видел - караван-сарай.
Селимский караван-сарай располагается на пути, соединяющем в Великой Армении Гегаркуниксхий гавар (уезд) Сюникской области с Вайоц-Дэором, на одноименном перевале, в 10 километрах севернее села Агнджадзор. Построен на международном транзитном торговом пути между городами
Двин и Партав, на Великом шёлковом пути, связывающим Восточную Азию со Средиземноморьем. Согласно строительной надписи, построен в 1332 году по заказу князя Чесара
Орбеляна. Сохранившиеся на фасаде строения два горельефа символизируют гербы княжеского дома Орбелянов.
Общая длина строения составляет 41 метр. Построен из базальта, цвет которого гармонирует с окружающей каменистой местностью. Относится к типу трехнефных залов караван-сараев, к которому впоследствии с восточной стороны было пристроено предзальное помещение, а к последнему - сводчатая часовня.
Внутреннее пространство зала (26x13 м) делится семью парными пилонами на три нефа, полуцилиндричные своды которых покрыты двускатной крышей.
Вид с одноименного перевала
С западной стороны зала - в конце южных и северных боковых нефов, имеются два помещения, предназначавшиеся для путников. Внутри зала у восточной стены из монолитного базальта был высечен большой желоб, который, по всей видимости, предназначался для водопоя животных. Зал освещался через отверстия в своде среднего нефа - ердики, которые расширялись внутрь в виде сталактитового орнамента.
Через ердик освещался и предзал, ниши стен которого изнутри были разукрашены сталактитовым орнаментом и скульптурными изображениями. Привлекает внимание южный фасад парадного входа, инкрустированный сталактитовой резьбой, с левой стороны которого находится горельеф, изображающий крылатое существо, а с правой - быка. Предзал покрыт двухскатной крышей, которая перпендикулярна крыше основного помещения. Обе крыши сложены из крупных тесаных базальтовых плит. Их форма и кладка полностью обеспечивают водонепроницаемость покрытия.
Внутри
Селимский караван-сарай был разрушен в XV-XVI веках. Отреставрирован в 1956-1959 гг. Полностью реконструировано перекрытие крыши, восстановлена южная стена и обветшавшие внутренние стены, своды и арки. Благодаря археологическим изысканиям в 2011 году был обнаружен вход, ведущий из предзала в однонефный сводчатый зал.
Ну вот и все, после перевала внизу меня уже ждал вечерний Севан!
Добавить в друзья в ЖЖ ||
Facebook ||
Twitter ||
Instagram ||