Если завтра октябрь...

Sep 24, 2006 19:23

Положим, не завтра, но через неделю точно. Однако сегодня об этом ничего не напоминает. С неба ласково улыбается солнышко, поливая землю строго фиксированным градусом в двадцать четыре единицы, осень только-только намешала бронзовой краски на палитре полей и лишь слегка пробует кисть, лёгкими мазками дразня берёзы и клёны. И в сей благостный день наш автобус мерно урча двигателем и слегка покачиваясь нарезает километры по одной из самых знаменитых, самых нужных трасс страны и …некоторых других государств. Трасса Е-30 одним хвостом вертит где-то в Германии, а другим в Н.Новгороде. Но .. нам туда не надо. Наш путь в Брест. Что может быть лучше вот такого дня, прекрасной дороги и комфортабельного автобуса, летящего по этой дороге?
А дорога не проста. Ох и не проста эта дорога! Кто только по ней не ходил, не езживал? Кто с добром, а кто и с мечом. Всегда тут было суетно, а порой и опасно. Это по ней весело и с гиканьем неслись польские шляхтичи на Москву, а потом не так весело и уж совсем без улюлюкания обратно. По ней и Наполеон под грохот походных барабанов решительно вёл свои полки туда же. Ну и оттуда же тем же макаром, а порой и хуже.. По ней совершал свой Драх на остен Гитлер…Редко какой колоноводец иноземный не расчерчивал стрелами эту дорогу на наступательных картах…. И названия то какие вокруг! Французская гребля, Березина, Нарочь, Мядель, Брест…
Накатывались враги волны за волнами, а потом освободители. Война за войной собирали в этой стране, в иные времена носившую гордое название «Великое княжество Литовское» (не путайте люди добрые эту страну с современной Литвой!), обильную дань: - сожжённые сёла, растоптанные святыни, сровнянные с землёй города. И миллионы жизней, отданных не на своей войне.
Дела давно минувших дней ….


Но дорога великолепная! И платная. А потому и великолепная. Это пока не немецкий автобан, да и придорожного сервиса в сравнении, например с чехословацким или польским ещё пока маловато. Но уже далеко не та серость и унылость наших совдеповских дорог, которая на равне с гадским покрытием и «культурным» слоем грязи по обочинам неохотно гнала через себя скрипящую, чадящую толпу специально адаптированных автомобилей. По этой трассе можно уже комфортно путешествовать. Дорожные знаки не стоят частоколом и некоторые прямо таки весьма занимательны. В некоторых местах скорость на трассе ограничена 120 км/час, а в других рекомендуемая скорость 100. Вот так и едем. В отличии от поезда, в автобусе условия более асскетичны, а потому имеем так называемую санитарную остановку. Ну та самая, где мальчики налево(они, как известно, всегда на лево норовят), а девочки направо… Автобус плавно сваливает с трассы в карман придорожного малого кемпинга.



Вот он, наш автобус.



Ну вот такие теперь у нас «биотуалеты с ароматом сосны»

И снова дорога. Пробегают прозрачные берёзовые рощицы, светлые сосновые боры, а ближе к Бресту по бокам сверкают водными проплешинами знаменитые белорусские болота… Указатели на населённые пункты, известные нам по учебникам истории. И так пять часов. Наконец экскурсовод радостно сообщает, что мы въезжаем в Брест, который начинается с пригородного посёлка брестских таможенников. Москвичи! Подвинтесь! Не только вам рублёвкой козырять! Экскурсовод с энтузиазмом пытается нас увлечь сведениями о чулочно-носочной фабрике и ликёро-водочным заводом с самой лучшей водкой в стране, но автобус быстро простреливает через город и мы впечатлиться этими сведениями не успеваем. Всё приехали. Просторная площадь и на одной её стороне цель нашего путешествия - Брестская крепость.



Дмитрий Иванович Мурашко - инженер-электронщик и мой дорогой напарник.

Наверное, сейчас уже существуют люди, которым словосочетание «Крепость-герой Брест» ни о чём не говорят. И судя по учебникам разных стран таких людей уже много. Но только не в Беларуссии. Но только не в городе Бресте. Конечно же, это теперь музейный комплекс. Но посмотрите , как он содержится! А ведь город Брест на самом деле маленький. Около 250 тысяч жителей…



Главная аллея к мемориалу



План крепости



Центральная площадь комплекса с развалинами здания офицерского собрания. Общий вид памятника. Вот этот штык сделан из титановых пластин и его высота 100 метров

По периметру центрального острова насажены ивы, которые теперь просто гигантские. Среди свисающих шатром до земли ветвей спокойно можно спрятаться от дождя человекам шести



Вот они такие

Сам музей меня не очень впечатлил. Много экспозиций копии, много экспозиций случайные. Я насчитал 3 кортика советского исполнения, из них все выпуска после 53 года (лезвие декоративно хромировано) и ко всему прочему один вообще морской. Но некоторые экспонаты всё же не оставляли равнодушным. Например, расплавленный кирпич арки.



Сделано огнемётом

Из оружия, представленного в музее мне понравился меч, который к обороне крепости имел весьма опосредованное отношение. Но красавец!


Не смотря на декоративную отделку, сталь у него всё же боевая.

Погода на улице не как не располагала к пафосу, но тем не менее, осознание того, что ты идёшь по земле, пропитанной кровью, постоянно присутствовало. И вечный огонь. Что-то мне подсказывает, что какие бы цены нам Россияне за газ не выкатили бы, этот вечный огонь гореть всё равно будет



Земля белорусская, кровь общая, газ российский

Набор случайной техники и вооружения продолжался и на наружных смотровых площадках и это портило впечатление. Но вот эта пушка всё же имела отношение к крепости.



Пушкарёнок

Ну а потом вышли к тому месту, которое меня очень интересовало. Это западные ворота крепости. Вот я сейчас в качестве супостата. Если бы я был поляком, можно было бы воскликнуть «Отступать некуда - за нами Варшава» И вправду, за моей спиной всего лишь в нескольких сотнях метров Польша



Западные ворота

Вот это место мне было особенно интересно. Как получилось, что немцы зашли через эти ворота? Это же крепость! Вот эта лобовая стена имеет тут толщину в два метра. Окна в этой стене в бою трансформируются в амбразуры для артиллерийских установок. А узкие щели вокруг них это огневые точки для стрелкового вооружения. Я обошёл там всё.



Там Польша метров через 800. Вот отсюда немцы и ломанулись.



Вот эта речка и есть Южный Буг, точнее его приток. Конечно для танков он препятствие, но им то тут и ехать дальше некуда, а пехоте эту речку перескочить в два гребка. А ворота эти хоть и покусаны, но не разрушены. Там, внутри, на территории большинство строений было разбито, порой до самых подвалов. А тут стоят себе… Проспали братцы, лопухнулись …

Со времён построения крепости на её территории имелась церковь. Вот она во время боёв была одним из самых лакомых кусков. Она многократно переходила из рук в руки, но религиозные чувства владели бойцами. Очень уж в хорошем месте стоит. Всё с неё как на ладони



Крепостная церковь



Толщина стен 2 метра. Тут именно толщина , а не угол какой-то. Это сейчас не препятствие, а тогда ковырять всерьёз нужно было.



Трудное было дело. Трудный бой. Трудная смерть. Вечная им память.

Потом мы пошли в другое место, гораздо древнее крепости, а потом была обратная дорога….Но об этом потом
Previous post Next post
Up