Льзи, Палец императора и прочий новгородский Щеглец

Apr 13, 2017 12:17

Оригинал взят у frosya_hod в Льзи, Палец императора и прочий новгородский Щеглец
В начале апреля прокатились по северо-западу Новгородской области, в основном по Маловишерскому и Новгородскому районам. Часть мест мы уже посещали раньше, некоторые посетили впервые. Удивило большое количество снега в новгородских лесах, местами по колено и выше. При том, что в Питере снег сошел двумя неделями ранее, а тут всё-таки на сто километров южнее, к тому же апрель на дворе.

Главной целью этой покатушки была усадьба Льзи, что затерялась в лесах рядом с заброшенным пионерским лагерем.




Итак, с трассы Санкт-Петербург - Москва мы повернули по указателю на Малую Вишеру. Через десять километров показалось село Селище с расположенными в нём развалинами Аракчеевских казарм.




Краснокирпичные руины сейчас настолько живописны, что их даже не хочется восстанавливать.




К тому же они очень фотогеничны.




Воображение легко дорисовывает картину былой красоты этого места, когда тут кипела жизнь, звучали команды и бодрые голоса, а на плацу гарцевал на коне молодой Михаил Лермонтов.




Липовая аллея.




Разрушены казармы были отнюдь не в войну, хотя бои тут шли не слабые, по Волхову проходила линия фронта. Ещё до 80-х годов прошлого столетия казармы были в относительной целости.




Разбирать казармы на кирпичи, резать и сдавать в утиль балки, сделанные из английского кокса, активно начали в период перестройки, когда оставшимся без работы людям было как-то выживать.




Дальше проехали через пристанционный городок Малая Вишера и, проехав ещё немного, повернули по указателю на деревню Городищи и горнолыжный курорт. По жутко разбитой после зимы дороге доехали до конца деревни.

Машину лучше всего оставить около трансформаторной станции. Дальше дороги нет. Чтобы добраться до усадьбы Льзи, нужно перейти железнодорожные пути, вскарабкаться на крутой откос и по лесной дорожке, вымощенной бетонными плитами, идти полтора километра, пока не уткнешься в заброшенный пионерский лагерь.




Рядом с бывшим лагерем и находится усадьба Льзи, которая принадлежала инженеру Борейши, проектировщику Морского канала в Питере.




Усадьба оказалась настолько интересной, что достойна отдельного поста.




А мы по заснеженному, но уже весеннему лесу вернулись к машине и с десяток километров проехали до так называемого "Пальца императора" или "Веребьинской трубы".




Мы тут были осенью 2010 года и место запомнилось одним из самых красивых и сюрных, что приходилось видеть в Новгородской области.



(фото 2010 года)

Наверное, все знают легенду про то, как царь Николай I рисовал по линейке первую железку Москва-Питер, но карандаш наткнулся на приложенный к линейке палец и на прямой линии получился изгиб.




На карте это место действительно выглядит как палец. Называется оно Веребьинский изгиб.
В действительности изначально дорога была именно прямая.




Изгиб сделали спустя двадцать лет в 1881 году из-за того, что дальше начиналась Валдайская возвышенность и поездам тяжело было карабкаться в гору.



(фото 2010 года)

Река Веребьюшка тут проделала высоченный каньон, поэтому решено было сделать насыпь высотой в 50 метров, а речку пустить в трубу.



(фото 2010 года)

А в 2000 году решили опять пустить поезда по тому самому первоначальному пути, иначе Сапсанам пришлось бы на данном участке сбрасывать скорость.




Вот так здесь и появилась эта заброшенная железнодорожная линия со столбами по бокам.




Меньше двадцати лет назад тут ещё были рельсы и шли поезда.



(фото 2010 года)

С насыпи открывается потрясающий вид на каньон реки Веребье.




Еще сохранились две станции - Веребье и Оксочи. К последней мы заехали.




Вид железнодорожный вокзал имеет унылый, хотя на стене висит табличка.




Проветрив мозги на свежем весеннем ветру, мы поехали в обратную сторону.

Заехали к месту, где 13 августа 2007 года произошел подрыв поезда "Невский экспресс", следовавшего по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Вот здесь, за 30 метров до путепровода.




С рельсов тогда сошли электровоз и 12 вагонов поезда; из находившихся в поезде 231 пассажира и 20 человек поездной бригады пострадало 60, более 30 было госпитализировано, трое в тяжёлом состоянии. Но никто не погиб. Поэтому на этом месте не стали делать никаких опознавательных знаков.

А мы, осматривая это место, ещё не знали, что через день трагедия повторится, на этот раз в питерском метро и с куда более печальными последствиями:((

В Малой Вишере завернули осмотреть весьма любопытную заброшку.




Это бывшее здание депо с сохранившимся поворотным кругом.




Цеха для ремонта локомотивов.




Очень атмосферное место.




Жаль, что оно так замусорено. Но всё равно понравилось.
Ходят слухи, что депо вскорости собираются сносить. Так что спешите видеть.




Здание нефтекачки.




Рядом со станцией стоит полусгоревший двухэтажный дом без крыши, в котором до сих пор живут люди.




Самым сложным объектом из посещенных в тот день мест оказался так называемый камень Щеглец.




Сдуру поехали к нему со стороны Малой Вишеры. Дорога после деревни Папоротно оказалась совсем убитой. 20 км ползли 45 минут. Лучше бы было поехать в объезд.

Затем выехали на строящуюся платную дорогу Москва - Санкт-Петербург, переехали через реку Вишеру и припарковались около нового моста.




До камня Щеглец надо было идти 1,5 километра. Трудность заключается в том, что ни дорог, ни даже тропинок к камню нет. Лес там непростой. Приходилось переходить через грязи, преодолевать буреломы и форсировать ручьи.




Зато заблудиться сложно. Постоянно доносится шум от строящейся дороги, а сбоку течет Вишера.




Река ещё не до конца освободилась ото льда.




Щеглец - это камень с петроглифами.




Пишут, что петроглифы на Щеглеце датируются позднебронзовым веком (II - I тысячелетие до нашей эры). Мы не большие специалисты по петроглифам, но их древность и подлинность вызывали у нас сомнения. Делать древним людям было больше нечего, как выбивать на камне следы рук и ног. Вроде как они животных предпочитали рисовать и разные сцены из жизни.




Уже в сумерках у нас хватило сил заехать в Новоселицкий гарнизон.

Новоселицкий военный городок является наиболее сохранившимся из всех Аракчеевских казарм и находится под охраной государства.




Мы тут были летом 2012 года, когда из казарм только-только съехали военные. Фотки здесь выкладываю старые, так как в этот раз, в сумерках да под дождем нормальных фотографий не получилось.




В 2012 мы наблюдали картину начинающегося запустения. Из одних казарм вывозилась какая-то мебель, другие были настежь открыты. Учебные классы представляли собой вот такую картину.




Тогда мы думали, что все будет разграблено и комплекс Аракчеевских казарм в Новоселицах ждёт тлен и забвение. Но тем радостнее было увидеть, что через пять лет здесь сохранился порядок.




Не знаю, что сейчас тут находится, но видели новые будки Газпрома, что-то они будут учинять.
Вот только бомбардировщик Ил-28 увезли. Он теперь стоит на каком-то перекрестке под Новгородом.




А помпезная "Беседка Леониды Кучмы" в полном порядке.




Как и спуск со смотровой площадкой на Мсту, выстроенный на украинские деньги.




Новоселицкий гарнизон был нашим последним объектом за этот длинный и насыщенный первый апрельский день. Дальше был долгий путь домой под почти непрекращающемся дождём...

Щеглец

Previous post Next post
Up