оказывается, я не знал, что сегодня
интуиция
Оригинал взят у
matveychev_oleg в
СЕГОДНЯ - 33 ГОДА СОВЕТСКОМУ ЭВЕРЕСТУ Оригинал взят у
stabbut в
СЕГОДНЯ - 33 ГОДА СОВЕТСКОМУ ЭВЕРЕСТУ «Это какой-то психоз, это массовое самоубийство.
Ставлю 5 процентов против 95 что ни один из русских не достигнет вершины по этому пути».
Рейнгольд МЕССНЕР, легенда мирового альпинизма*
«Открытие этого пути советскими альпинистами - новое веское слово в высотном альпинизме».
Эдмунд ХИЛЛАРИ, первый покоритель Эвереста*
"ПУТИ ИДУТ ТОЛЬКО ВНИЗ"
Сегодня исполняется 33 года с того дня, как наши взяли Эверест. Через два месяца сборная СССР по футболу не сможет добиться успеха на чемпионате мира в Испании, а через полгода умрет Брежнев, «закрыв» целую эпоху. Для нашего поколения, которое не застало «вживую» эпопею Челюскинцев или полет Гагарина, эта победа стала последним триумфом того Советского Союза, в котором мы выросли.
4 мая 1982 года, ленинградец Владимир Балыбердин передал с вершины начальнику экспедиции Евгению Тамму: «Во все стороны пути идут только вниз, прямо передо мной торчит из снега небольшой металлический пупырь. Что будем делать?». Эверест был взят.
Количество загадок, мифов и легенд под стать событию - немалое.Приходилось слышать о том, что Эверест-82 был PR-проектом, призванным изменить к лучшему репутацию СССР в регионе после ввода войск в Афганистан. Что один из первовосходителей - Эдуард Мысловский, вообще не был на вершине, а официальные результаты экспедиции отчасти фальсифицированы.
Об этом поговорим чуть позже, а пока признаем, что это действительно была не первая попытка советских альпинистов взойти на Эверест. И это объяснимо, ведь реальный уровень нашей альпинистской школы явно не соответствовал ее международным достижениям, которые, как ни крути, оцениваются по покорению восьмитысячников.
С ТРЕТЬЕЙ ПОПЫТКИ
Первый подход советских альпинистов к покорению Гималаев остановила загадочная смерть легендарного Евгения Абалакова, популярного в те годы как Валерий Чкалов. Это был человек невероятных физических кондиций, не получивший ни одной серьезной травмы в ситуациях, когда другим не удавалось просто выжить. Его нашли мертвым в ночь с 23 на 24 марта 1949 года в ванной комнате московской квартиры, официальная версия - отравление газом. Накануне смерти Евгений Абалаков сделал доклад в Географическом обществе о предстоящей экспедиции в Гималаи для покорения Эвереста и другого восьмитысячника - К2. В качестве подготовки к штурму через два месяца должно было состояться восхождение на пик Победы. Таким образом, у Абалакова были все шансы опередить англичан (добившихся успеха в 1953 году) и первым в мире взять Эверест.
Пик Ленина, 1959 год. Подготовка к штурму Эвереста советскими и китайскими альпинистами.
Справа - Виталий Абалаков.
Вторая попытка относится уже к 1959 году. Совместная советско-китайская экспедиция уже была сформирована и начала тренировки на Памире и в горах Кавказа, после чего должна была отправиться на штурм Эвереста. Был в составе этой команды и брат Евгения Абалакова - Виталий Абалаков. Но в это время Хрущев поругался с Мао из-за тибетских событий и экспедицию отменили. Любопытно, что китайцы свое восхождение совершили на следующий год, в 1960-м, исключив при этом из команды всех, кто общался ранее с светскими товарищами. Но в их победу никто не поверил - доказательства успешного штурма Эвереста были представлены неубедительные (отсутствие фотографий, при том, что восхождение было ночным). В 1974 году после невероятной по масштабу подготовки (для экспедиции прокладывались в горах дороги, прокладывался телефонный кабель, восхождение 9 покорителей на предпоследнем этапе обеспечивали 200 человек) альпинисты КНР повторили восхождение, затащив на вершину 2,5 метровую металлическую треногу - геодезический штатив.
Вершиной этой занесенной к 1982 году снегом треноги и был тот самый «пупырь», о котором с вершины доложил Владимир Балыбердин.
Третий подход к покорению Гималаев оказался успешным. В апреле 1979 года Спорткомитет СССР издал приказ об организации экспедиции на Эверест (к слову о мифах, в это время ни о каком воде войск в Афганистан и речи не шло). На высшем уровне политического руководства страны добро на штурм дал курировавший культуру, науку и спорт секретарь ЦК КПСС Михаил Зимянин. Интересно, что Виталий Абалаков и на этот раз принял в подготовке экспедиции непосредственное участие.
И вот тут начинаются события, по ходу которых ни один из первой двойки - ни Балыбердин, ни Мысловский, не могли оказаться не только на вершине, но и вообще в экспедиции…
*Цитаты по книге Дмитрия Мещанинова «Русские на Эвересте. Хроника восхождения»
Продолжение следует.