в постинге ценна раскадровка, которую сам вчера хотел сделать
автор правда гонит гонево по поводу какого-то элиминирования христианства из мультфильма, в общем полный бред, учитывая главный посыл о Книге, свет которой рассеял мрак
Оригинал взят у
timur0 в
"Secret of Kells"Посмотрел франко-бельгийско-ирландский мульт "
Secret of Kells" (Tomm Moore, Nora Twomey, 2009). Изумительно нарисован, вот
его сайт, там есть трейлеры. Выразительные персонажи, сочетание мультяшных упрощенных условностей с орнаментальной деталировкой - есть на что поглядеть.
Но куда более интересным, нежели картинка, является не сюжет даже, а скрытая за ним мировоззренческая модель. Весьма симптоматичная. Впрочем, сначала немного о персонажах и сюжете.
Это Брендан, молодой монах ирландского аббатства Келлс, племянник настоятеля.
Настоятель, который озабочен строительством стены вокруг аббатства, которая должна защитить от нападения викингов.
На полу кельи настоятеля мы видим чертеж аббатства.
Взгляд на аббатство с высоты птичьего полета - мы видим, что оно окружено лесом. Далее этот образ - круг сверху - будет встречаться постоянно.
В аббатстве тлеет недовольство монахов - они писцы, художники, а их заставляют строить: "Зачем в Келлсе художники, если нас постоянно заставляют строить эту дурацкую стену! А книги? Он их ни во что не ставит! Строить стену - это хорошо, но миру нужны книги, чтобы сохранить надежду!"
Вот, собственно, ключевой поворот сюжета - в аббатство приходит брат Айден, прославленный миниатюрист, бежавший с острова Иона от викингов. Брендан становится его учеником. Первое задание - сходить в лес (Брендану туда запрещено ходить) и принести дубовых орешков для чернил.
В лесу Брендан встречает Эшлинг - фею леса.
Вот, кстати, опять тот же образ - круг сверху - Брендан на лесной поляне.
Место, где происходит встреча Брендана с Эшлинг: нетрудно заметить, что это лесной двойник аббатства - там посреди огороженной территории находится башня, в которой будут спасаться от викингов, здесь же священный камень, на котором Брендон укроется от волков.
Они подружатся. Но в лесу есть одно место, куда Эшлинг боится заходить - логово Кром-Круаха.
Как видим, пространство организовано иначе, это не отражение аббатства, это нечто принципиально иное - пещера, обитель зла. И Брендану предстоит с этим злом сразиться.
Сражение и оружие - весьма необычны, это стоит видеть.
В общем, детский сказочный сюжет (т.е. Брендон и Эшлинг) хорош, красив и т.п., но ничего особенного. Интересней второй сюжет, взрослый: что важнее, стена или книги?
Спор брата Айдена и аббата. Аббат готовится к нападению викингов (и они придут!), художник же считает, что единственное, что они могут сделать - бежать, пока не поздно. "Язычники, поклоняющиеся Крому! Именно благодаря крепости наших стен они убедятся в крепости нашей веры!" - "У вас, Келлах, был большой талант к рисованию... Никакая стена не остановит варваров."
Брат Айден учит Брендана рисовать миниатюры, последний оказывается очень талантливым учеником. Аббат узнает, что Брендан ходил в лес, и запирает его. Но все монахи на его стороне и втайне от аббата Брендан ходит в скрипторий учиться рисовать.
Наступила зима (обратите внимание на форму снежинок). Ворота перед нападением викингов.
Викинги лишены чего-либо человеческого даже в облике.
Опять вид сверху - аббатство горит.
Аббатсво разграблено, настоятель тяжело ранен, Брендан с Айденом бежали. Но части людей все же удалось укрыться в башне, труд аббата был не совсем напрасен. Хотя сейчас он так не считает - он думает, что Брендан погиб, и он видел работу Брендана - орнамент. "Мы потеряли самое ценное, что у нас было!"
А Брендан и Айден в свою очередь считают погибшим настоятеля - они видели, как его ранили. Они бегут по лесу, унося самое ценное, что спас Айден еще с острова - "Книгу Ионы". Но в лесу их настигают викинги. Золотой, украшенный драгоценными камнями оклад книги они срывают, а сама книга не представляет для них интереса и они ее выкидывают. Но убить монахов они не успевают - наблюдающая за всем из чащи Эшлинг посылает волков, которые убивают викингов и спасают Брендана и Айдена.
И еще раз охранный круг - Брендан, Айден, разбросанные листы книги и кольцо волков - лес и Эшлинг смогли лучше защитить Брендана, чем настоятель и стены аббатства.
Через много лет Брендан допишет книгу, теперь уже "Книгу Келлса" и принесет ее совсем седому настоятелю.
----------------------------------------
Этот мульт можно смотреть как сказку, можно как приключенческую историю, и все это верно. Но главный смысл все же не в том: "Ты, Брендан, должен показать книгу людям, чтобы дать им надежду. Пусто она осветит им путь в эти темные времена варварства!"
Собственно, самый интересный вопрос вот в чем: а что здесь варварство и что ему противостоит? Если присмотреться, то замечаешь неожиданное: весь этот фильм есть попытка исключить христианство из культуры. Противостоят друг другу не христианство и язычество - здесь христианство практически полностью элиминировано, аббатство и его насельники разрываются между двумя функциями: между обороной, подготовке к обороне, и культурной - здесь смысл сосредоточен в скриптории, монахи переписывают (или пишут - не понятно) книги. Какие книги - не конкретизируется. Это вполне мог быть университет (но это был бы уже сюжет аменабаровской "
Агоры") - религия исключена насколько возможно.
Прежде всего поражает, что в аббатстве нет никаких религиозных служб. Более того, за весь фильм крестится только святой Колумба на смертном одре, причем это вписано в смешной рассказ о нем и его третьем глазе и трех руках, на каждой из которых по двенадцать пальцев.
Молятся в фильме дважды: вначале, когда монахи рассказывают Брендану о том, что есть художники много лучше их ("Помолимся, чтобы небо послало нам миниатюриста!") - это так, скорее оборот речи; и второй раз - Брендан в лесу, спасающийся на камне от волков.
Вот еще драматический момент: люди, укрывшиеся в часовне:
Эту картинку стоит рассмотреть подробней. Вы видите здесь крест? Присмотритесь - он на стене, его вершина скрыта в тени (я рассмотрел его только на стоп-кадре). А куда смотрят люди? Да, в этот момент викинги ломятся в дверь и все смотрят на дверь - но почему даже монахи отвернулись от распятия? Ответ прост: крест это не более чем традиционный дизайн, в этом фильме он не несет никакого сакрального смысла. Я не знаю, носили ли средневековые ирландские монахи нательные кресты - в этом мульте их нет; но я специально пересматривал второй раз фильм именно в поисках крестов в кадре.
Да, один есть - отдельно стоящий крест с кругом, его видно на кадрах нападения викингов.
Нашелся и второй - на часовне (это единственный кадр, где он виден). И третий крест - внутри часовни, тоже на одном кадре.
Мне кажется, что это сделано специально, это намеренная элиминация христианства из культуры. Вернее, оно остается только как часть светской культуры - ну как боги-олимпийцы в классической живописи.
Музыку к фильму написал Брюно Куле, помню его "
Stabat Mater", в которой было проделано примерно такое же вычитание религии из христианства ради его культурной оболочки.
В эту схему вписывается и параллель аббатство-лес Эшлинг. Языческая по сути фея вполне культурна, вернее окультурена - Брендан ей открыл искусство книги. И она защищает Брендана, но скорее даже книгу. Посмотрите на кадр со священным камнем на поляне в лесу - явно виден свет с неба, это место свято.
В то же время есть и другая параллель - злой дух Кром-Круах, убивающий всех, и викинги, жадные до золота и никого не щадящие. Если Эшлинг выглядит как человек (впрочем, она оборачивается и белой волчицей), то и великий мрак Кром-Круах, и викинги полностью лишены человекоподобия. Вход в пещеру обставлен языческими идолами, язычниками же называет аббат и викингов. Здесь язычество есть противоположность культуры.
И ведь этот фильм не одна из битв атеистов с верующими - тут скорее вера вообще не признается чем-то существенным, она вычитается за ненадобностью ради культуры - в ней сосредоточен смысл.
И что же способна противопоставить культура язычеству и его силе? Фильм предлагает единственную стратегию - бежать и переждать. Сопротивление бесполезно.