Святая София Константинопольская. Изнутри

Jan 22, 2012 15:12

Оригинал взят у periskop в Святая София Константинопольская. Изнутри
Насколько София угловата и тяжеловесно-бесформенна снаружи, настолько же она совершенна изнутри. Я в ходе своих поездок видел много разных соборов - католических, православных, протестантских, в том числе и крупнейших - в Реймсе, Москве, Питере, Аахене, Париже, Кёльне, Нюрнберге, Милане и т.д. Но такой организации пространства, как в Святой Софии, не видел более нигде: оно там абсолютно единое, от верхнего кончика купола до пола наоса. И сильно проникся после посещения. Это и правда уникальный по свойствам Собор - древние были совершенно правы; он производит впечатление даже на человека XXI века. А что уж говорить о людях IX или даже XIV века? С тем набором знаний и уровнем технологий от увиденного должно было вообще снести крышу.
Впрочем, давайте посмотрим...



Перед собором находятся фрагменты раскопок предыдущего перед Софией собора - базилики Феодосия (414-532 гг.), но археологией я вас грузить не буду. Если кому надо - найдёте легко. Базилика та была разрушена восстанием "Ника" в 532 г., и сам Юстиниан еле уцелел в его критический момент. Собственно, после его подавления и восстановления контроля над империей Юстиниан и задумал такое грандиозное предприятие, как строительство Софии.

Собор построили всего за 5 (!!!) лет - 532-537 гг. н.э. Сравните с длительностью сооружения великих соборов Запада (строительство могло продолжаться и больше столетия, как собор в Риме), или Исаакия (более полувека). До сих пор непонятно, как такое можно было соорудить за 5 лет, да ещё и в те времена.

2. Входим в притвор. Справа и слева - контрфорсы средневизантийского периода, им чуть больше тысячи лет. Сам же собор ещё на 450 лет старше них.


3. Проходим первый притвор, и входим во второй, внутренний - эзонартекс. Вот он уже принадлежит оригинальной Софии юстиниановской эпохи. Сразу же бросается в глаза как предельная тщательность пригонки составных частей, так и использование разных сортов мраморов - некоторые сочетания и рисунки я даже и не видел раньше.


4. Над дверным архитравом - расчищенная в середине 1930-х (ещё при Ататюрке) мозаика, где изображён император Лев VI перед Христом на коленях. Надпись на книге: Мир Вам. Я свет Миру.. Это самая древняя в храме мозаика - примерно 880-900 года, то есть ей около 1100 лет. Те, что были сделаны при Юстиниане, не уцелели: иконоборцы в VII - VIII веках уничтожили их все подчистую. Иконоборчество было очень ожесточённым и нетерпимым течением в христианстве, и в этом периоде в Византии были полностью уничтожены многие шедевры иконописи, в том числе и в Софии.

Что ещё интересно - так это то, что эта мозаика (и другие) турками-мусульманами, в отличие от икононоборцев-христиан, уничтожена не была, а просто замазана штукатуркой, регулярно подновляясь новыми слоями и так простояла под ними около 480 лет. А потом, когда Ататюрк закрыл тут мечеть (в 1935 г.), стали расчищать - и всё цело, на месте.


5. Проходим из притвора в основное пространство храма. Слева виднеется Императорский портал - в византийские времена через него имел право проходить только император, императрица и наследники, остальные проходили боковыми входами (см. правее).


6. И вот мы входим в наос - главное помещение собора. Сразу же бросается в глаза интереснейшее явление, которое я бы назвал Симфонией Света. Лучи проникают в полутемное пространство собора и пронизывают его в разных направлениях под разным углом. Честно говоря, вначале мне стало не по себе - настолько это был необычный эффект. Он придаёт пространству Святой Софии мистические, неземные свойства. Однако увидеть его можно только при открытом солнце, без облаков; причём при солнце достаточно низком - то есть в первой половине дня. Так что, друзиа - по возможности смотрите Софию изнутри рано утром, с самого открытия. Иначе пространство внутри будет более уплощённым и обыденным. А вот снаружи смотреть её предпочтительно на закате.

Думаю, этот уникальный эффект сознательно рассчитывался при строительстве, и чтобы он был наиболее впечатлительным - после постройки экспериментировали с окнами, ослабляя освещение, расчленяя окна на очень мелкие сегменты и заделывая ряд боковых и апсидных окон. Вот в прошлой части panzer_papa спрашивал, отчего некоторые окна заделаны - так вот, именно для этого. Внутренняя аура храма должна была быть предельно совершенной, это для византийцев-мистиков было крайне важно, а внешний фасад - второстепенен. Причём, как вы понимаете, лучи постоянно и постепенно движутся, их углы меняются. Солнце-то не стоит на месте, оно восходит и движется. А представьте, что всю это симфонию Света человек эпохи Византии ощущает во время Литургии? Храм для него становится как живой...


7. Люстры Софии. Какого они периода - византийского или османского, я не уточнял, поэтому врать не буду. Не знаю. На заднем плане (справа) ажурная 8-угольная пристройка в два этажа - это султанская ложа времен османской мечети. Там молились султаны.


8. В Софии нет никаких горизонтальных перегородок между куполом и наосом, как, скажем, в питерском Исаакии. Отсюда и иное восприятие. Хотя наш Исаакий (или, скажем, храм Христа Спасителя) внешне намного выше Софии, но внутреннее пространство Софии воспринимается как грандиозное и целостное, благодаря его архитектурной единости. Высота от пола до высшей точки купола - около 55 м. Почти недосягаемую для VI века н.э. задачу - поднять огромный купол 32-метрового диаметра на высоту 55 м - математик Исидор Милетский и автор проекта Анфимий Тралльский решили оригинальным образом: поставили его на два полукупола, которые ниспадают немного ниже. Полукуполы принимают статическую нагрузку от главного купола, и затем её передают на более мелкие сегменты-"четвертькупола", которые затем опираются на колонны и стены. Такая задача в сооружении зданий была решена впервые в истории именно в ходе постройки Софии. Поэтому никто не мог побить рекорд Софии по величине и объему более 1000 лет, до собора Св. Петра в Риме (1626 год). Декор куполов - османской эпохи, как он выглядел при Византии, не знаю, таких реконструкций не видел.


9. Вот "четвертькупола" (условное название - моё) с колоннами, принимающие нагрузку от полукуполов. Сбоку прибиты огромные щиты с именами пророка Мухаммеда и первых четырех праведных халифов. Щитам - около 250-270 лет, они совсем молодые.


10. Тут можно наглядней рассмотреть систему "главный купол - полукупол - четвертькупол - колонны на хорах - стены".


11. И ещё одна иллюстрация решения купола. Здесь хорошо видно связку "полукупол - четвертькуполы", а также световые окна, дозирующие освещение.


12. Снимок с центра наоса точно вверх, на главный купол Софии, "прибитый прямо к Небу невидимыми гвоздями", так восхищавший много поколений паломников и путешественников. Справа и слева - полукуполы, куда передаётся нагрузка. По четырём сторонам, на парусах свода - шестикрылые серафимы с лицами. Что интересно, серафимы после взятия города турками и обращения храма в мечеть, были признаны соответствующими канонам ислама, и оставлены. Только у них закрасили лица, и всё. Два серафима - подлинные, IX века, два другие - возобновлены во время реставрации 1847 года.


Да, этот главный купол - 989 года постройки; ему сейчас 1022 года. С 537 года до 989-го он дважды обваливался во время крупных землетрясений, как самая хрупкая и уязвимая часть храма (полукуполы уцелевали), и дошла до наших дней третья версия.

13. Серафим IX века под куполом, с расчищенным лицом. Остальные три стоят с исламскими узорами вместо лиц.


14. А тут когда-то находился алтарь с Плащаницей (увезенной после разграбления крестоносцами города на Запад; всплыла в Турине - если она та самая подлинная, конечно, из Софии). Это сакральное место, повлиявшее на мировую историю Второго тысячелетия нашей эры, пожалуй, больше какого-либо другого. Почему, вы спросите? Тут 16 июля 1054 года папский легат кардинал Гумберт возложил грамоту об отлучении Вселенского Патриарха Керуллария от церкви, и удалился из собора. Патриарх же, в свою очередь, взаимно анафематствовал Папу Римского и тоже отлучил его от церкви. Началась Великая Схизма, разделение Единой Церкви на католическую и православную, которое сохранилось и посейчас, и серьёзно влияет на менталитет и обычаи народов, придерживающихся той или иной ветви Церкви. Затем последовал целый ряд уний - успешных и безуспешных, войны и многовековая борьба за души людей...


Если вы посмотрите внимательно на михраб (культовая часть мечети, указывающая направление на Мекку), то увидите, что он не по центру, а немного смещен вправо. Так вот, османы, приспособив Софию под мечеть, располагались при молитве в ней под углом - потому что собор, обращённый апсидой строго на Восток, перестроить было невозможно.

15. Над алтарём, в выси полукупола - расчищенное изображение Богоматери с младенцем Христом на коленях. И его османы просто замазали, на полтысячелетия. Так оно до нас и дошло.


16. Богоматерь с Младенцем Христом покрупнее (зум).


17. Схема с внутренним разрезом объёма храма, чтобы вам было понятней его хитроумное устройство.


18. Ещё одно интереснейшее место в наосе (огорожено предупреждающими лентами). Вот вы, наверное, порой без задней мысли произносите: "ты что, Пуп Земли тут, что ли?". Так вот, на фото - это и есть Пуп Земли, только настоящий, а не риторический - омфал, символический центр Империи, простиравшейся в юстиниановы времена от скал Гибралтара до полей Месопотамии. Также это было место коронования византийских императоров. Поэтому "Пуп Земли" - не риторика: он реально есть :-)


19. Следы от ножек императорского трона (византийцев, конечно). Так, во всяком случае, написано. Раньше, во времена мечети, тут лежали толстые ковры.


20. По приказу Юстиниана для обустройства Софии колонны вывозились из античных сооружений греческого Эфеса (зелёные), а также сирийского Баальбека (порфировые). Пройдёт 700 лет, крестоносцы и франки распотрошат Софию, как свой трофей, и тоже увезут ряд реликвий и украшений на Запад - в Венецию, Геную и т.д. Правда, колонны уцелеют - они же несущие.


21. Зеленоватые колонны из Эфеса, далее - наос (главный зал). На втором ярусе видны хоры собора, они тоже доступны для осмотра; сейчас мы туда пойдём.


22. Порфировые шары, привезенные сюда уже в османский период турками из Пергама. В Софии они стоят около 400 лет. А вдали - ещё одно любопытное место...


23. ...В каждой мировой достопримечательности должно быть какое-то попсовое место, куда туристы идут обязательно, исполнить некий ритуал. Есть такое место и тут - это т.н. "плачущая колонна", покрытая медью. "Если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется". Так что вот все подходят, загадывают и вертят. Как нос у пограничной собаки на станции метро "Пл. Революции" в Москве, или медведя на памятнике Макарову в Кронштадте.


24. Ещё раз посмотрим на единое и огромное пространство собора, и двинемся наверх, на хоры.


25. Колоннада под хорами. Для понимания масштаба - у дальней колонны стоит автор этого рассказа :-)


26. Идём наверх.


27. На хоры ведёт не какая-нибудь там узкая винтовая лестница, как в барочных или готических соборах, а широченный плавный ход, рассчитанный на проход паланкина императрицы с 6-ю носильщиками.


28. Выходим наружу...


29. ...И снова наблюдаем ту самую Световую Симфонию, только сверху. Тут эффект ещё сильней, и хорошо видны расходящиеся углы солнечных лучей.


30. Пространство храма действительно грандиозно, и не идёт ни в какое сравнение с другими посещенными мною соборами. Пространство Исаакия в психологическом плане воспринимается как намного, очень сильно меньшее - в разы (а кубатуру, честно, не мерил). В готическом храме, даже самом высоком - узкие колоннады, устремление вверх, и тоже нет такого ощущения Объёма, с большой буквы. Обратите внимание на разноугольные лучи и на этом кадре.


31. Эффект очень впечатляет, и некоторые люди (впрочем, и я тоже не устоял) просто подходят к парапету и молча стоят смотрят, как лучи медленно меняют свою конфигурацию внутри этого огромного пространства. Правда, завораживает...


32. Хоры по объёму тоже очень просторны.


33. Мозаика "Деисус" (Мольба). Эта часть собора сильно пострадала от латинского нашествия: франки и венецианцы в 1204-м содрали, что только могли, но фрагменты мозаик остались. Турки же их просто заштукатурили, не заморачиваясь уничтожением.


34. На мраморном парапете сохранились вырезанные ножами надписи, и даже скандинавские руны. Этакий средневековый вариант "Здесь был Вася", только вместо Вась и Петь были Торвальдсы и Олафы, варяжская гвардия императора. Они находились на хорах, пока шла служба и император молился, и от нечего делать развлекались вырезанием надписей. Часть вырезанных надписей даже закрыта стеклом (не снял) - там самые старые надписи, XI века.


35. Вот ещё. А за этой колонной - закрыто стеклом, бликует от световых окон.


36. Подойдём к окну. Ну-ка, ну-ка, что это там за уголок отгорожен?


37. Ага, это гробница того самого венецианского дожа - Энрико Дандоло, который и руководил взятием Константинополя в 1204-м. Там он и скончался, и пролежал около 55 лет. Затем его кости выскребли оттуда и символически выкинули бродячим собакам. Есть две основных версии - это сделали византийцы в 1261-м, после возврата города, и султан Мехмед Фатих в 1453-м, после обращения собора в мечеть. Мне более вероятной кажется первая - вряд ли византийцы, нетерпимые к ересям и мстительные, могли потерпеть во внутренностях собора мощи латинянина, осквернителя и разграбителя их столицы.


38. Посмотрим через окошко наружу. Вид на юг, в сторону Голубой мечети.


39. Закругление колоннады хоров, под "четвертькуполом".


40. Ещё одна сохранившаяся византийская мозаика (тут их целая серия расчищена). На этой - император Иоанн Комнин, затем Богоматерь с младенцем Иисусом и императрица Ирина. Мозаике около 900 лет.


41. Ладно, спускаемся вниз... Рассказ и так получился большим. На фото: православный батюшка (возможно даже, русский или украинский) задумчиво рассматривает собор.


Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

42. Покидаем собор южным выходом. И тут расчищена византийская мозаика X века. Слева от Богоматери - император Юстиниан с макетом этого собора.


Что сказать в итоге? Собор впечатляет очень сильно, безо всяких преувеличений. Теперь, после посещения, я укрепился в мысли, что это самый грандиозный храм, когда-либо посещённый мною. Действительно, Собор Соборов, хотя давно и не действующий. Но и то, что осталось - колоссально по значению. И ещё. У меня там не было подспудного ощущения, что храм чужой, как в великих готических соборах Запада. Он, по внутреннему ощущению - наш.

Я рассказал далеко не всё, что заслуживает там внимания, но это вы и без меня можете найти. Повторю лишь две важных рекомендации: 1) обязательно выбирайте день со солнцем, не закрытым облаками, 2) идите утром, возможно пораньше - пока солнце низкое. И вот тогда вы будете свидетелями необычных световых эффектов, задуманных когда-то, полторы тысячи лет назад, его создателями.

Продолжение следует.

0. Введение
1. Город котов и кошек
2. Российское генконсульство и турецкий "серп и молот"
3. На метробусе из Европы в Азию (видео)
4. Стамбул: колорит и характер города
5. Трафик босфорских паромов (видео)
6. Европейский вокзал Сиркеджи
7. Железная дорога по руинам Константинополя (видео)
8. Азиатский вокзал Хайдарпаша
9. Турецкий чай и едальные сущности
10. Пересечение Босфора
11. Босфорские мосты
12. Святая София Константинопольская. Снаружи
13. Святая София Константинопольская. Изнутри
14. Подземные цистерны
15. Городской рынок и большой бедлам
16. Рыбный рынок
17. Транспортная система города

архитектура, иконография

Previous post Next post
Up