Ля бель Франс

Nov 24, 2011 18:12

Оригинал взят у inga_ilm в post


ну и как совершенно очевидно из моей излишней местной активности - нужно срочно дописать статью. вернее написать последнюю фразу. поставить точку. а я не могу. не решаюсь. вот и вишу тут уже сутки.

тогда вот чего еще расскажу. обсуждаем мы тут количество голов у Иоанна Крестителя. Есть две головы так скажем "православные ", одна "католическая" и одна "мусульманская". В ходе беседе выясняется, что похоже их еще больше. Не желая предполагать худшее, я пишу: «вероятно было перенесение мощей к какому-нибудь празднику». И понимаю, что вероятнее у Иоанна было пять голов, чем католическая церковь XXI века устроила бы сейчас торжественное перенесение мощей. И если честно - расстроилась.

Я когда училась на первом курсе, то когда мы подошли к готике метнулась на выходные в Париж - посмотреть Сан-Дени - один из реликвалиев истории, один из величайших из соборов Франции. Это было ужасное путешествие. Нам не дали приличной машины от отеля чтобы ехать туда. Водитель всю дорогу ныл, что мы зря решились поехать в такое место. А потом мы попали в пробку, а потом мы прокололи колесо и этот зануда долго менял его под дождем и шипел, а потом отказался подъезжать к центральной площади, а просто высадил нас посреди квартала и сказал что уезжает отсюда и чтобы мы позвонили ему, когда освободимся. Правда вокруг были следы какого-то погрома и какие-то похожие на баррикады штукенции. Мы оказались в сердце мусульманского района, который недавно бастовал. Никто вокруг не говорил по-английски. Мы чудом успели проскочить в музей, хотя он уже закрылся. Я уговорила служителя и он просто распахнул нам дверь. Вихрем мы пронеслись по коридорам аббатства, по которым расхаживал сам Сугерий и вслед за священником прошмыгнули в собор на службу. В гигантской утробе средневекового чудовища присутствовало четыре человека, кроме нас. И все, что я увидела там, в этих местах укутанных в чарующую историю становления Франции так расстроило меня, что я проплакала всю неширокую старинную центральную улочку изуродованную офисными зданиями по дороге к машине.

На следующий год мы устроили великое турне по северу Франции. Удивительно, но крохотные городки очень неплохо там живут - какой-нибудь Везле - чудо а не город! А вот такие даже как Шартр производят удручающее впечатление. Очень странная публика. Возле собора - приятная - в кафешках туристы и служащие офисов с центральной площади. Но в остальном город мертв. Есть районы, которые просто кажутся брошенными. И есть города в которых уже не встретишь белого лица. В Невере мы нашли на улице одну компанию, которая могла говорить по-английски. Это были ребята на абсенте. К сожалению их советами невозможно было воспользоваться, они потеряли представление о своем городе. А ресторан, который нам порекомендовали в крошечном баре, закрылся уже полгода назад. Во французском (!) городе оказалось лишь одно приличное заведение на пять столиков, куда заказывают за месяц, организация "пицца на дом" и невнятный гибрид всего со всем у которого в баре была только одна бутылка шампанского. В итоге собор нам указал какой-то арабчонок, которого родители зря одного пускают гулять в таком районе. В храме не было света. Его служитель - еще один и последний европеец повстречавшийся нам, молча отворил гигантскую дверь, выдал свечи и мы прошли по черному бархату огромного собора выхватывая трепетом пламени лица святых и благодетелей. На наших глазах в течении семи лет Франция очень менялась. В ту же сторону, в которую меняется Россия сейчас.

И все же в прошлом году Пасху мы решили отметить во Франции. Я подумала, что наверное в этот день орган кафедрального собора в Реймсе, собора прославленного пышными коронациями и великими празднествами, просто обязан поразить своих слушателей. Пасха - по-королевски! И что вы думаете? Праздничная служба была не только крайне малолюдной, но еще и не понятно отчего такой краткой. Все таки человек пятьдесят сюда пришли. И даже органной музыки не дали. Может сломался инструмент. Может органист разговелся неудачно. Ну пластинку бы завели. Да ведь и никакого праздника в городе тоже не чувствовалось. А ведь даже в Америку в этот день приходит Розовый Кролик и сносит шоколадное яичко.

И вот недавно я узнала что соборы в Европе начинают продавать. Их невозможно содержать. Есть бесспорные достопримечательности, а остальные памятники вероятно будут передаваться в руки собственников. То есть не только у нас государство перестает интересоваться вопросами культуры и наследия, а значит по сути заниматься вопросами внутренней политики и урегулированием национального вопроса. Но ведь это совершенно нормально, когда человек, который живет в городе известном с 3 века до нашей эры, интересуется что и где здесь находится и почему это важно. И если он вчера приехал, то нужно его направить на курсы: люби и знай свой новый край. Без аттестата об окончании, никаких разговоров о принятии на работу. Фактологические ошибки, которые содержаться в брошюрах таких городов просто поражают. А ведь на туризме и паломничестве к святыням истории можно было бы содержать уникальные объекты. Нет, проще передать их под технические помещения. И ведь в эти тихие, теперь уже и покинутые города приезжают жить люди с очень суровой религиозностью и внутренней дисциплиной. И это общество совершенно не интересует поглощаемая им культура. Однако мы сами, каждый из нас должен каким-то образом защищать свои культурные ценности. И ведь ничего особенного даже делать не надо.

Вот привезли с Афона пояс Богородицы. По всему интернату ропот - Какой пояс? Какой богородицы? Какая у него датировка? Ребята! Какая вам разница? Это чтимая святыня. Тысячи людей хотят видеть ее. Тысячи наших с вами соотечественников, которые придерживаются традиционной религии и весьма консервативны во взглядах. По сути эта та самая группа населения, которая и сохраняет сейчас некий «русский» уклад жизни. И именно благодаря частным пожертвованиям и силами этих людей сохраняются многие памятники культуры в далеких провинциальных поселениях. В свою очередь церковь поддерживает весьма разумные, начальные представления о нравственности. Хотя бы о добре и зле. Кто еще поставит такой вопрос перед девчонкой или мальчишкой в какой-нибудь деревне, где теперь и школы то нет. Я знаю Свято-Тихвинский институт по его выпускникам и его преподавателям. Это очень высокий уровень образования. И эти люди не боятся уезжать в свои города и начинать там с возрождения прихода. Для православия очень важна соборность. И хорошо, когда люди из разных уголков России собираются вместе, вместе молятся за что-то, чего-то и себе просят, о чем-то скорбят. Очень важно пребывать сейчас в единении. К тому же большинство из тех, кто стоит сегодня на морозце, имеет единственную возможность увидеть другого человека, с которым его объединяют некие фундаментальные ценности. Это исконна русская традиция - отправляться на богомолье. И не у всех есть Интернет и привычка трепаться в блогах, объеденяться по признакам. Так вот почему бы откинув риторический вопрос существования Бога, просто не уважать хотя бы жизненную позицию? Почему бы просто не остановить этот поток грязи. Ну что без разбора все ругать.

Всем прекрасно известно, что столица стоит не потому что сюда привезли чей-то пояс. Столица объективно стоит уже всегда практически. Но не волнуйтесь - вот по весне обещают закрыть Садовое на пару лет. И магистральное какое-то строительство затеяли, будут расширять улицы и сносить дома, которые мешают проекту. Вот этот проект кто-нибудь видел вообще? Слышал о нем? А в утвержденном виде имеется и даже уже комментарии даны Интерфаксу: будут считать сколько стоит сейчас жилье, которое не вписывается в проект и выкупать его, например. Такие фокусы мы тут на Остоженке видали. А вы говорите пояс. Какой еще пояс, ребята!
Previous post Next post
Up