Я терпела плебисцит нашего общества в сети долгое время, и продолжаю это терпеть, когда "каждая кухарка может управлять государством". Люди, некомпетентные в том или ином вопросе, из низших слоев профессиональной клоаки, выступают со своим "авторитетным мнением", критикуя создавшуюся обстановку так, будто они - рупор национального сознания...
Я терпела плебейские оценки "знающих людей" в области моих профессиональных интересов (digital) и в области знаний, полученных в процессе длительного обучения музыковедению.
Но терпению рано или поздно пришел конец.
Я редко осуждаю людей, особенно профессионалов своего дела, но сейчас то, что творится вокруг постановок Большого театра уже стало похоже на чудовищный пасквиль, не способный носить гордое имя главного театра страны. Разумеется, это ИМХО. Разумеется, "да кто я такая". Разумеется.
Но.
Я слушаю оперу как профессиональный слушатель (партитуры, клавиры, музыкальный анализ, гармония, лекторий) уже почти 25 лет. С тех пор, когда впервые ее осознанно услышала, поняла всю силу этой синтетической парадигмы - оперного искусства. И сейчас мой слушательский опыт достиг просмотренных почти 10 000 постановок разных опер в разных исполнениях, составах, солистах, режиссерах, оркестрах, театрах. Мне есть с чем сравнивать. Мне есть чем мыслить оперу.
Я ее чувствую и вижу.
И то, что сейчас происходит в Большом - именно в области постановочной стратегии, тактики, режиссерской политики, не может мне нравиться.
То, что ставят такие постановки, как "Сомнамбула" и "Кавалер Роз" - ставят так по-топорному, как будто на дворе 19 век, и при этом снимают постановку "Дон Жуана", под угрозой - "Евгений Онегин".
Все в угоду публике - как заявляют.
Тогда надо разобраться - что за публика у нас.
Позавчера на "Травиате", которая поставлена Замбеллой очень просто и без изюминок, народ, гуляющий по коридорам Большого, обсуждал как прекрасно звучит Альфредо, какая-то приезжая звезда... А звучал он омерзительно. Он козлил, он давал петухов, он не попадал в терции с Виолеттой, он плохо играл, на нем ужасно сидел костюм. Вы хотите убедить зрителя в том, что этот Альфредо - избранник опытной и красивой женщины???
Но так уж у нас повелось...
Если в событии участвуют какие-то приглашенные звезды или известные люди, уже признанные, то - наш человек абсолютно серьезно даже не будет допускать варианта, что эти звезды могут плохо петь, плохо играть, ужасно выглядеть на сцене.
Нет пророка в своем отечестве, как нет и певца, и музыканта, и режиссера.
Как же сильно пала наша культурная оценка, как же сильно прогнулся вниз, обесценился наш вкус, что гамбургер мы принимаем за haute cuisine?!
В Большом есть много премьер, постановок, которые блистательно сделаны нашими мастерами, снискавшими уже стойкую международную славу.
Прекрасная, сильнейшая постановка Дмитрия Чернякова "Руслан и Людмила", оплеванная российскими критиками, освистанная русским плебейским быдлом. Совершенно непостижимая, тонкая постановка того же Чернякова - "Евгений Онегин", презрительно опущенная самой Галиной Вишневской, но все еще собирающая аншлаги, хоть и постоянно слышен шепот негодования в разных местах партера и галерки. Удивительная, сильнейше-яростная постановка Василия Бархатова в Мариинке оперы Верди "Отелло" - незамеченная, как будто специально ни критикой, ни народом.
Что творится с нашим вкусом??
С каких пор низменно-посредственные постановки западных псевдо-звезд стали для нас мерилом качества, а плохое исполнение (но известным человеком) - хорошим?
Что стало с нашими гайдлайнами?
Когда художник превратился в теневую фигуру?
Или это происходит сейчас повсюду, и Россия тут ни при чем?
В любом случае, вынуждена констатировать, что культурное плебейство сейчас стало нормой и превратилось в некий социофеномен, марку, тренд.
И это печально.