Часть 15 Сортавала
Река Тохмайоки в Хелюля. Остатки старого моста.
СОртавала. Именно так, с ударением на О. Все одноосновные финские слова имеют ударение на первом слоге: КАлевала, КОндопога. Двухосновные могут иметь 2 ударения - на первом слоге каждого корня: ЛАхденпОхья, ЛУмивАара.
Старое кладбище.
Хоронят здесь и сейчас, а многие финские могилы осквернены. Современные варвары ломали и валили могильные памятники, били бутылки и гадили. А что не смогли повалить, то испоганили краской.
Здесь в одной загородке могилы финского и русского парней. Между ними 60 лет, но оба умерли молодыми - в 24 года. Может быть, поэтому и сохранилась в целости и сохранности финская могила, не постигла её участь многих других.
Памятник рунопевцам. Моделью для скульптора Алпо Сайло был известный рунопевец Педри Шемейкко. Рассказывают, что в 1940 году советские войска, входя в оставленные финские населённые пункты, уничтожали «буржуазные» памятники. Но перед этим памятником политрук, руководивший этим погромом, задумался. В его записях этот монумент значился, как памятник Вяйнямёйнену. Кто такой Вяйнямёйнен, политрук не знал, а спросить у солдат постеснялся, дабы не уронить свой авторитет. В конце концов он подумал, что «Вяйнямёйнен мог иметь пролетарское происхождение». Это и спасло памятник от разрушения (а возможно и политрука от репрессий).
В этом же сквере стоит гранитная плита с надписью о том, что в июле 1828 года Сортавалу посетил Элиас Лённрот.
Центральная улица города - Карельская.
Бывшая ратуша, а ныне библиотека.
Памятный знак на месте финского воинского захоронения, а на заднем плане к скале прикреплена табличка с надписью (на двух языках) о том, что с 1801 по 1940 год на этом холме стояла лютеранская киркко.
Обычно реклама вызывает раздражение, а это - приятное исключение. В рекламе магазина использован фрагмент настоящего автомобиля.
Ничем не примечательный домик, интересна табличка с номером (ent - сокращение от entinen - бывшая).