Кое-какие дни мы даже вели в Италии записки, и вот эти дни я могу вспомнить отчётливее всего. Как, например, велодень, который был 15-го августа. В тот день мы поздно встали и вышли (хотя хотели быть в прокате уже в 9 утра, к открытию)
Прокат находился в районе Траствевере, через один Тибр от нас. Мы получили два почти одинаковых велика и две мощных цепи. Учитывая повышенное воровство, нас попросили проковывать оба велика вместе двумя цепями, а не по отдельности.
В планах было сперва объехать церкви Трастевере, который ,как и везде в Риме, подло открыты лишь до 12-13 часов, а потом ещё недолго ведут приём граждан вечером. Первой на нашем пути была церковь Санта Чечилия.
Санта Чечилия посвящена римской святой по имени Cecilia (транскрибируйте сами), которая была верна новой вере и отказалась кланяться Юпитеру. Её мужа Валериана обезглавили, а саму пытались упарить в калидарии, потом неудачно рубили голову и, наконец, бросили умирать так. По легенде, в 1599 году ее тело было найдено нетленным, и скульптор Стефано Мадерно изваял Чечилию с натуры. Вот:
Церковь в честь святой была основана еще при папе Пасхалии I, то есть в 9 веке. Но, конечно, с тех пор здание перестроили. В апсиде замечательная византийская мозаика. Крайний слева - папа Пасхалий с церковью в руках, рядом - Христос и святые. Также в кадр влез мраморный балдахин 13 века работы Арнольфо ди Камбио
На нижнем ярусе мозаики мы видим прелестных овечек с верховным агнцем
Внутри церкви не нашлось места для эффектного надгробия, его выставили наружу, к древним колоннам из порфира.
Фрагмент фриза (надеюсь, это фриз)
Пару слов о великах. Машина оказались отличные, обошлись нам (если не ошибаюсь) в 18 евро за день (за два дня стоило бы 30). Прокат очень приятный - TopBike Rental & Tours. Рим это не самый лучший город для велосипедистов. Велодорожек мало, в центре высокая плотность туристов и машин, кроме того, холмистость, то есть то летишь под гору (что приятно, но опасно), то ползешь как улитка на склон Фудзи (что во всех отношениях противно). Но всё-таки жить можно, не слишком опытные мы справились.
От церкви Санта Чечилия мы поехали к церкви San Francesco a Ripa. На её месте раньше находился странноприимный дом, где некоторое время жил Франциск Ассизский. Я сходил ненадолго внутрь, а затем остался при великах и смотреть церковь пошла Аля. Её не было очень долго, так как туристов внутри изловил дяденька-энтузиаст, который долго рассказывал им о святом Франциске, водил в его келью и причём всё это на итальянском.
Потом вновь пошёл я, чтобы тоже вкусить рассказов о Франциске. А ещё в первый мой визит меня отловила бабуля из числа местных прихожан и долго увлечённо втирала мне что-то на родном. Я непонимающе улыбался и кивал.
Из Трастевере мы засобирались на юг Рима, чтобы закруглить наш маршрут возле станции «Пирамида» и выехать к собору San Giovanni in Laterano и далее подняться к центру города. По пути мы наткнулись на целый район граффити. Небольшой тоннель был весь испещрен котами, а дом по соседству, насколько позволяют мне судить мои познания в стрит-арте, разрисован бразильскими художниками, носящими коллективное имя» Близнецы» (Os Gêmeos). Ну или просто похоже на них.
После этого мы немного заблудились, заехав в скучный индустриальный район с узловой станцией, прокатились чуть вперед в неизвестность и вернулись к граффити. И там уже, выбрав альтернативное направление, докатились до Пирамиды. Это уже были знакомые места, и стало проще. Вскоре мы добрались до римского кафедрального собора - Basilica di San Giovanni in Laterano, главной католической церкви всего мира. Его внешней отделкой занимался Доменико Фонтана, а внутренним убранством - Франческо Борромини, поставивший внутри гигантские статуи всех апостолов.
Аля в небесном свете
Гигантский портал
Мозаика XIII века в алтарной части
Наш фотоконкурент. К счастью, выдохся раньше.
В трансепте расположен готический табернакль XVI века, который несёт в себе реликварии с головами апостолов Петра и Павла. Реликварии выполнены из серебра в виде этих самых голов.
От Сан Джованни ин Латерано мы резво скатились по улице Мерулана к базилике Santa Maria Maggiore, сделав по пути привал в отличной пиццерии для местных. В церкви по случаю Успения Богородицы шла служба с участием кардинала.
Наверное, я кощунница, но, по-моему, это очень эротично
Катаясь вокруг Santa Maria Maggiore, мы нашли площадь San Martino ai Monti, а на ней башню семейства Капоччи. Напротив неё расположена почти такая же башня семейства Грациани, и в эпоху средневековья две благородных фамилии обменивались из окон стрелами и проклятиями
Следубщим пунктом нашего велопробега была площадь Республики и церковь XVI века Santa Maria degli Angeli e dei Martiri, храм, посвящённый Богородице и всем мученикам. Считается, что проектировал её Микеланджело. До церкви на этом месте находились термы Диоклетиана.
Перед очередным колоссальным собором необходим привал
а фонтан - идеальное для привала место в жару
Собор внутри оказался местом весьма просвещенным. В клуатре мы наткнулись на скульптуру Галилея работы современного китайского художника, а внутри висел маятник, демонстрирующий непротиворечие законов физики божьему промыслу.
Тот самый чудесный клуатр, весь в зелени
А здесь в левой части можно увидеть упомянутую скульптуру великого ученого. Который отрекся, за что и хвалим католиками.
Вообще в католичестве, в отличие от РПЦ, во всем чувствуется стремление дружить с современностью, светским общество и с головой. Например, в музеях Ватикана висят Дали, Миро и совсем уж современные художники. Что-то слабо представляю себе в православных учреждениях полотна сюрреалистов и Ко. Или такую фигуру на дверях церкви.
Еще несколько сот метро и мы подъехали к Santa Maria della Vittoria, небольшой церкви, знаменитой своей скульптурой Бернини «Экстаз святой Терезы». По слухам, один французский путешественник, увидев Терезу, сказал: «Если это и есть религиозный экстаз, то я хорошо с ним знаком». У меня хорошего снимка скульптуры не нашлось, но вы погуглите, занятно…
Рядом с церковью находится монументальный фонтан Моисея (Fontana del Mosè или иначе Fontana dell'Acqua Felice), возведенный в честь папы Сикста V. Его автором является Доменико Фонтана, работы велись в 1585-1588 годах.
Далее мы проехали к другому примечательному фонтану, находящемуся на перекрестке улиц Четырёх фонтанов и Квиринал. Четыре фигуры на угловых домах изображают Арно, Тибр, богиню Диану и богиню Юнону. Вот этот вальяжный муж, например, представляет собой реку Арно.
Здесь мы тоже устроили небольшой привал. Аля отдыхала и пила
а я носился по перекрестку, мешая уличному движению и фотографируя соседствующие церкви двух заклятых врагов-конкурентов, архитекторов Бернини и Борромини.
Безумный велодень продолжился на холме Пинчо, где стоит церковь Santissima Trinità al Monte Pincio. С холма, по нашему общему мнению, открывается лучший вид на Рим. По крайней мере, съездить сюда вечером очень советую.
После всего у нас остался еще час, чтобы добраться до Трастевере и сдать велосипеды, что мы и сделали. Пожалуй. Это был самый насыщенный день, велики рулят!