Постоянные читатели этого блога наверное помнят о публикации от 19 мая 2011г.
"В Томске разрушено поселение кришнаитов."
http://pigur.livejournal.com/87873.htmlв которой говорилось о разрушении многоквартирного дома,в котором проживали несколько вайшнавских семей. Предвестником того события было появление в Кандинке начальника миссионерского отдела Томской епархии РПЦ Степаненко М.В., который, узнав о том, что в новом доме проживают вайшнавские семьи, начал распространять клевету об Обществе Сознания Кришны, призывая преследовать вайшнавов, что и привело к указанным в публикации событиям..
История, похоже, продолжается.. и при участии того-же Степаненко М.В. Теперь, эти люди, при помощи прокуратуры города Томска хотят признать книгу "Бхагавад-гита, как она есть" с комментариями Шрилы Прабхупады, экстремисткой!!!..
http://www.k-istine.ru/sects/mosk/mosk_bhagavat-gita_tomsk.htm А вот и сама книга в открытом доступе:
http://vyasa.ru/books/?id=91 Оригинал взят у
const_bts в
Враги народаКто-то еще считает, что он живет в правовом государстве? Нет, друзья, все закончилось.
Вновь наступила эпоха тоталитаризма - просто кто-то заметит это раньше, кто-то попозже. А "правовым" это государство осталось лишь для тех, кто умело прокачивает свои права. А кто с этими правами не согласен - ну что ж, как говорится, для него же и хуже.
Наверное, все помнят про ситуацию в Томске с Обществом сознания Кришны? Для тех, кто не в курсе, в двух словах: были вынесены судебные решения о сносе в Томском районе, в поселке Кандинка, домов нескольких молодых семей. И снесены. Ситуации предшествовали три года судебных разбирательств и вой со стороны православных миссионеров, что "секта строит ашрам и общежития на 5000 человек". Особо было смешно про "5 тыщ" "злобных сектантов". Вроде бы вой можно счесть безумием для "Сибирских Афин", но и СМИ, и власти в это поверили. После этого я усомнился, что Томск это "Афины". Сейчас дело в Верховном суде, но как-то слабо верится в разумном разрешение там чего-либо.
Вам, может, не очень близки странные кришнаиты, но ведь дело даже не в них, а в воздействии разросшейся и усилившейся системы на тех, кого она считает лишними. Как есть известная цитата про нацизм в 1930-е гг. узника нацистских концлагерей пастора Мартина Нимёллера: "Нацисты сначала пришли за коммунистами, но я не сказал ничего, потому что не был коммунистом. Потом они пришли за евреями, но я промолчал, так как не был евреем. Потом пришли за членами профсоюза, но я не был членом профсоюза и не сказал ничего. Затем пришли за католиками, но я, будучи протестантом, промолчал. А когда они пришли за мной - за меня уже некому было заступиться". Придут за всеми. Постепенно.
Собственно, к чему я вновь поднимаю ситуацию с кришнаитами? Да дело в том, что эта ситуация пришла к новому витку событий. 12 августа (т.е. в грядущую пятницу) состоится суд. Предмет разбирательства: является ли "Бхагавад Гита как она есть" (т.е. перевод с санскрита на английский и комментарии, выполненные Бхактиведантой Свами, основателем общества сознания Кришны) экстремистской литературой. Основанием этому служит экспертиза, проведенная год назад ТГУ, в т.ч. преподавателями Аванесовым С.С. и Свистуновым В.Н. Как сказал Аванесов в частной беседе, это "экспертное заключение" им "заказали". На суде под присягой он этого, естественно, не признает. Так что вот превратность судьбы: преподавателей, всегда позиционировавших себя как толерантных и приверженных сугубо научному подходу, система без проблем заставляет прогнуться под себя. Теперь вспомним, что было год назад. Да-да, как раз самая горячая пора судов. Видимо, кто-то страховался.
Немного истории про экспертов. В 2009 г. по поручению губернатора Томской области Кресса В.М. был создан экспертный совет по вопросам религий (
http://news.vtomske.ru/news/7845.html). В него должны были войти, по словам Кузичкина, который освещал этот вопрос в то время в СМИ, "преподаватели томских вузов в роли экспертов, а также представители различных конфессий и религиозных организаций". Тогда казалось, что совет сможет разрешить и вопрос с преследованиями кришнаитов со стороны РПЦ, да и на самого руководителя миссионерского отдела епархии по фамилии Степаненко, который начал в области охоту на ведьм, как-то повлиять. Да не тут-то было. О деятельности этого совета ничего не было слышно. Разве что из администрации дошла неофициальная информация, что научного экспертного совета не получится - это будет совет силовиков, которые будут решать, кому из религиозных организаций "жить", кому нет, а в случае чего вызывать неугодные религиозные организации к себе "на ковер". Так и вышло. Вы еще верите в свободу вероисповедания?
Следует понять, на что же направлено это "экспертное" преследование. Тут задействованными оказываются две плоскости. Во-первых, под ударом оказывается сама "Бхагавад-гита", которая в индуизме считается одной из основных философских книг, и датируется от 4 тысячелетия до н.э. (датировка самой Гиты, которой придерживаются индуисты) до диапазона дат с IX по II век до н. э. (современные академические датировки) (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бхагавад-гита). Гита - это мировое наследие, ее читают, переводят, исследуют, причем и верующие, и ученые, и "простые смертные". Тут вроде бы претензий быть вообще не может. В России первое издание было сделано в 1788 г. "по благословению Священного Синода". И даже современные православные миссионеры говорят, что изначальную Гиту они не критикуют - хотя продолжают приводить из нее вырванные из контекста цитаты. Обвинить в экстремизме Бхагавад-гиту, на основании которой, например, Ганди в Индии построил свою политику сопротивления ненасилием - это верх безумия.
А во-вторых, в поле зрения оказываются комментарии Бхактиведанты Свами - по сути "эксперты" и прокуратура указывают именно на то, что эта проведенная экспертиза касается сугубо данных комментариев. Но простите. Комментарии выполнены сугубо в духе индуистской и гаудия-вайшнавской традиции. Комментарии Бхактиведанты зачастую практически дословно повторяют тезисы, излагаемые гаудия-вайшнавскими теологами на протяжении как минимум последних 500 лет, причем даже и эти идеи базируются на еще более древних принципах. В самой Индии гаудия-вайшнавов уж точно вообще никому не придет в голову считать экстремистами. Это просто нонсенс! Кто знаком с российскими вайшнавами-кришнаитами, скажет тоже самое. Сам же перевод и комментарии Бхактиведанты высоко оценивали многие индологи и богословы - собственно, в любом издании БГ есть раздел, где приводятся их отзывы, я лишь один из них приведу, чтобы не быть голословным. Один из ведущих российских индологов Г.М. Бонгард-Левин, внесший неоценимый вклад в российскую индологию, по чьим монографиям продолжат изучать культуру, религию и историю Индии, писал еще даже во времена СССР про "Бхагавад-гиту как она есть": "Бхагавад-гита - это один из самых важных текстов в индийской культуре. В Советском Союзе существуют прочные и давние традиции исследования древнеиндийского культурного наследия. Надеюсь, что использование этого издания "Гиты" принесёт пользу нашим учёным и студентам, и я рекомендую им использовать его в своих исследованиях." Когда я смотрю на имена ученых оставивших свои отзывы про Гиту, у меня возникает вопрос: и против мнения всех этих людей выступили Аванесов и Свистунов? А они, собственно говоря, кто? Признаюсь, Аванесова я уважал. До недавнего времени.
Теперь про сам грядущий суд. У меня нет повода верить в его рассудительность и беспристрастность. Поскольку три года судебных разбирательств очень четко дали представление о том, чего стоит наш суд - "самый гуманный суд в мире". Когда ты споришь в нашем суде с властью и, в частности, с силовиками, то решение фактически известно априори. Потому что это решение просто напросто доносится как "правильное" до судьи. Судье говорят какое решение ему принимать. Так было на последнем суде по земле в Кандинке: судья проигнорировал все, что предоставляла одна сторона, и вынес просто алогичное решение. Наш суд не может быть беспристрастным, потому что судьям зарплаты платит тот же карман, что и прокуратуре, и ФСБ, и прочим чиновникам. Это как персонаж из сказки - Змей Горыныч, у которого голов-то много, но тело все-таки одно.
В настоящее время закон об экстремизме - это как раз 58 статья УК 1930-х годов про "врагов народа". Неугоден ты силовым структурам - есть на тебя статья. Это так же легко, как подбросить пакетик с героином. Потому что рассматривать твое будет суд, который, повторюсь, "кормится" из той же самой руки (бюджета), что и прокуратура, фсб, полиция, иже с ними, а теперь отчасти и РПЦ МП. Это же госкорпорации (кстати, как это еще Навальный за них не взялся). Без сомнения, закон об экстремизме блокирует и настоящих экстремистов (как, наверное, это делала и 58 статья), но все же, хороший объем составят и те, которых просто надо убрать. В современном списке признанных экстремистских материалах, составляющем почти 1000 единиц литературно-мультимедийного характера, есть и литература Свидетелей Иеговы, и сайентологов, и прочее, и прочее. Можно по-разному относится к "Свидетелям", их настойчивой проповеди по квартирам и на улицах, но признать это экстремизмом, тем самым поставив их в один ряд с дудаевскими ваххабитскими боевиками - это нонсенс! Кого нет в этом списке - так это православной литературы (ну может, за исключение какого-то одного опального автора). А как же все это многообразие православной литературщины, которая содержит унижение всех остальных конфессий России - как больших (мусульман, например), так и малочисленных?!
Достаточно взять одну листовку Степаненко - и там просто раздолье для закона об экстремизме. Но ведь он свой, "традиционный", питается с тех же "рук". Если в 30-е годы церковь и религия сами оказались в разряде "врагов народа", то сейчас "традиционные" РПЦ МП умело ведут политическую игру. Стать согласно терминам РПЦ "сектой" равносильно тому, как стать "врагом народа" в прошлом. Казалось бы, "кесарю - кесарево, богу - богово", занимайся своим делом и не лезь в иную сферу. Но этот библейский закон не для МП. Ведь это не религиозная организация, это все-таки госкорпорация. Если вспомнить саму Библию, то так поступали фарисеи; чем дело кончилось и какую они роль играли - все и так помнят.
Степаненко, проводивший собрание в Кандинке и распространяющий как официальное лицо РПЦ МП листовки в деревне и в Томске о том, что кришнаиты - наркоманы, насильники, воры и убийцы, оказался светлейшим ангелом и вышел сухим из воды и обвинений в разжигании религиозной розни. Это что? Милостивое протеже со стороны про-православной прокуратуры, фсб и иже с ними? Или просто у г-на Степаненко хорошая карма? В карму он не верит, значит, скорее всего первое. Вообще странная это работа - собирать компромат на людей и писать об этом на каждом углу. Наверное, молоко за вредность положено. Ну да это вопрос архиереев и личных духовников г-на миссионера.
В самом деле, читаешь про стереотип "врагов народа" (
http://ru.wikipedia.org/wiki/Враг_народа), и как будто там про настоящее пишут. Хрущев, кстати, по поводу сталинской политики "врагов народа" отмечал следующее: "Некоторые лица были просто шарлатанами, которые избрали для себя профессией разоблачение врагов народа. Они терроризировали всех, бесцеремонно заявляя в глаза: "Вот этот - враг народа". Прикипало к человеку это обвинение, привлекало внимание, органы НКВД начинали разбираться. Следствие, конечно, велось тайно, к человеку приставляли агентуру, а потом доказывали, что это - действительно враг народа." Ничего не напоминает?
Итак, будет суд. Чем он грозит в случае признания БГ "экстремистской литературой"? Тем, что фактически нескольким тысячам верующих в стране будет запрещено реализовывать свое право на свободу вероисповедания, поскольку для них это основное издание священного писания, а в худшем случае, эти люди будут прямо объявлены экстремистами. Да, и скорее всего начнут лишать регистрации вайшнавские религиозные организации. Начнут с Томска. Ибо они враги и самые страшные буки - от них и Черную речку каждую весну затапливает, и дороги плохие, и финансовый кризис. Так постепенно можно прийти к тому, что в России останется одна зарегистрированная организация. Догадайтесь какая. Время госкорпораций пришло и в религиозной сфере.
Наверное, вынесенное на суде решение будет весьма показательно, что же правит в нашей стране: серые кардиналы в погонах или все-таки здравый смысл. Повторюсь, в возможность второго я уже практически не верю, остается лишь осторожная надежда. Только не забывайте про то, что показано у Стругацких в "Трудно быть Богом" - после "серых" приходят "черные".