Многие всерьез полагают, что первые ведические (индусские) храмы появились у нас лишь после перестройки, а с "Бхагавад- гитой" и Кришной русских людей познакомили молодые люди в шафрановых одеждах. Но это далеко не так. В действительности, о Кришне русские люди узнали куда раньше - лет 350-400 назад. Причем благодаря самим индийцам, исповедовавшим Хинду Дхарму, а не Афанасию Никитину, о котором стало известно лишь в начале XIX века, когда Николай Карамзин случайно наткнулся на упоминание о тверичанине в рукописях Троице-Сергиевого монастыря.
Пересмотреть устоявшиеся взгляды на историю русско-индийских отношений помогают недавно расшифрованные гравюры и рисунки популярного в конце XVIII - нач. XIX вв. "художника-видописца" Емельяна Корнеева, обнаруженные в российских архивах.
Надо сказать, что профессия видописца в те времена считалась очень редкой и почетной. Не было ни фото, ни видео, и единственным способом запечатлеть важные события или образы выдающихся людей был моментальный рисунок. От видописца требовалось обладать не только художницким талантом и "орлиным" глазом, но также хорошей эрудицией.
В числе многочисленных работ Корнеева особое место занимают две, сделанные им в 1809 г. Они убедительно подтверждают исторический факт длительного существования ведического храма в Астрахани. На рисунках изображено Арати (классическое ведическое богослужение).
Кстати, есть своеобразное доказательство подлинности этих сюжетов Корнеева - схожий рисунок, сделанный чуть раньше художником Гейслером, который путешествовал по стране с известным академиком Петром Палласом (1741-1811).
Согласно так называемой Ключаревской летописи (нач. XIX в.), первые индийские купцы пришли в Астрахань в 1615-1616 гг. В 1649 г. местные власти обустроили там "индийский двор" с деревянными избами для жилья, лавками и складами. А в 1673 г. подворье было заново отстроено из камня и в таком виде простояло до 1842 г.
Появление индийцев на Руси объясняется отнюдь не только поиском перспективного рынка сбыта. Во времена деспотичных правителей из династии Великих Моголов индусы подвергались в Индии всяческим гонениям, в том числе, по религиозным мотивам. И уже точно зная, что на лежащих за Персией землях крепнет могущественная держава, способная оказать покровительство и заинтересованная в дружбе с негоциантами, состоятельные индийцы двинулись на Русь.
В тогдашнем русском государстве, особенно при Петре I, гостям из сказочной страны жилось куда легче, чем в самой Индии.
"Держать к ним ласку и привет добрый и оберегать, чтобы им ни от кого обид не было", - указывал властям Пётр.
Индийцам снижали пошлины, предоставляли ссуды из царской казны, а главное - никто не мог вмешиваться в их частную жизнь, в первую очередь, в духовную.
Астраханские гравюры Емельяна Корнеева значат для нас больше, чем просто подтверждение исторического факта. Это одновременно еще и свидетельство давнего интереса россиян к духовной культуре Индии. Есть и другое значение "поправки Корнеева". Очевидно, что в России свобода вероисповедания была возведена в ранг государственной политики еще за 70 лет до знаменитой Первой поправки к Конституции США, а ведь с этой поправки до сих пор принято исчислять историю законодательного закрепления веротерпимости...
Ведическое богослужение на Руси XVII век
гравюра Емельяна Корнеева, изображающая Арати (ведическое богослужение)
Вот здесь, кстати, есть непосредственный отрывок из записок Петра Палласа, где описано вайшнавское богослужение в Астрахани:
http://a-kallistratov.livejournal.com/47174.html