Итак, 15 мая рейсом Аэрофлота мы вылетели из Шереметьево дружной компанией из 4 взрослых и 2 детей (Катина сестра Наташа с мужем по имени Панкадж и их внук Демьян). В Москве было что-то около 10 градусов с дождем, а в Питере без дождя, но 4 тепла. А через 3 с половиной часа лета мы садились на залитый ослепляющим солнцем остров. Он маленький, воздух над ним чистый, солнце высокое, поэтому непривычно светло, аномально светло.
2 часа на такси и мы уже в курортной деревне Корал Бэй, недалеко от Пафоса на западном побережье. Она почти вся состоит из новеньких двухэтажных домов, нескольких отелей и центральной улицы, состоящей из ресторанов, магазинов и прокатных контор.
Это Аня на нашей улочке у входа в дом. Кстати, рядом с деревней была банановая плантация, но без бананов. Не сезон. Там еще были парники с помидорами, которые продавались там же по полтора евро. В супермаркете они же стоили пол-евро. С ценами там, конечно, плоховато. Кроме томатов, дешевле, чем в России (Салехард - не в счет), только апельсины (они там тоже растут повсюду) и вино. Про вино расскажу потом отдельно. Почти все фрукты - привозные и чаще совершенно безвкусные. Пробовали дыни, арбузы - полный отстой. Вот апельсины - вкусные. Короче, витаминного изобилия, за которым едет на южный курорт наш советский человек, мы там не обнаружили, а вот цены на продукты нас неприятно удивили. Как вам, например, круглый серый хлеб за 2 евро? Или бананы за 1.8 евро?
Как и остальные деревенские жители, мы жили в просторном двухэтажном доме с бассейном. Наша комната находилась на первом этаже, окно раздвигалось как дверь, и можно было из постели в два прыжка сигать в голубую прохладу. Если не пробовали так просыпаться - очень советую. Бодрит лучше, чем кофе или свежевыжатый сок.
На второй день пребывания я понял, что отпуск начался, и без моего согласия его никто не прервет. Правда, работать все равно пришлось.
В тот же день мы с Панкаджем поехали за прокатной машиной, которую заказали накануне по инету еще из Питера. Забирать ее надо было из аэропорта Пафоса. Там при помощи сотрудников других прокатных контор на автостоянке мы нашли небольшой указатель, на котором было написано, что место встречи с представителем нашей конторы находится здесь. И о чудо, в назначенное время к этому указателю подошел какой-то жизнерадостный рыжий с внешностью Бориса Беккера и начал стучать по нему, как по барабану. Вскоре мы уже были в офисе и начали оформлять машину. Когда тетенька, заполнявшая бумаги, попросила мои права, я с гордым видом вручил ей водительское удостоверение международного образца, которое я получил за 2 дня до отъезда, потратив на них полтора дня и кучу нервов. Если кто не в курсе, то в Европе и в большинстве других цивильных стран, наши российские права вроде как не действительны и требуются международные. Тетенька с удивлением повертела в руках мои многостраничные права, больше похожие на паспорт, и грустно спросила: «А других нет?» Со слабой надеждой я показал ей наши родные, которым она по-девчачьи обрадовалась и через 5 минут, закончив оформление, повела нас на улицу показывать машину. Это была КИА СЕРАТА с коробкой-автомат. Секунд через 30 инструктаж закончился, я сел за руль и решил спросить, как управлять автоматом (ну не ездил я на нем никогда). Панкадж, поняв, о чем я собираюсь спрашивать, сказал ей, что все, мол, окей, мы все знаем. А мне шепнул, что давай отъедем и там разберемся, а то вдруг они заберут обратно, если узнают, что я еще не ездил на автомате.
Вам приходилось когда-нибудь после многих лет вождения леворульных машин с ручной коробкой пересаживаться в праворульную, с автоматом, да еще в стране с левосторонним движением? Кстати, все, кто был в офисе, вышли почему-то на улицу и не без любопытства наблюдали за происходящим. Я включил поворотник, которым привел в движение стеклоочистители (они там тоже друг с другом перепутаны) и аккуратно выехал на дорогу. Панкадж - молодец, он постоянно катается на велосипеде в разных странах и понимает проблемы перехода с одного типа движения на другой, поэтому всю дорогу, пока мы ехали до дому, он подсказывал и контролировал мои движения в ответственные моменты. Однажды, на правом повороте я чуть было не выехал на встречную полосу.
Кстати, все прокатные машины имеют красные номера, а местные разъезжают с желтыми. Туристы, как правило, ездят аккуратно, грамотно, друг друга пропускают, включают где надо поворотники и матом не орут, если кто-то неудачно остановился. Как вы уже догадались, киприоты поступают ровно наоборот. Иной раз десяток машин свернет на перекрестке и ни одна не мигнет. Мне даже показалось, что не все киприоты знают о существовании таких сигналов, достаточно звукового. Дороги бывают очень узкими. В деревнях часто проезжал по улочкам с двусторонним движением, ширина которых между домами была чуть больше габаритов одной машины.
Как только мы поняли, что спокойно можем передвигаться по острову, развернули карту и отыскали на ней полуостров Акамас, который является чем-то вроде национального парка. Он весь состоит из гор и лесных массивов. Горы, конечно, впечатляют. Они там не высокие, не выше 1000 метров, но когда их окружает с трех сторон море, это выглядит изумительно.
Не проехали мы и
100 метров от этого места, когда прокололи первое колесо.
В горах ощутимо холоднее и очень часто пасмурно при том, что такой погоды на побережье летом почти не бывает. С шутками-прибаутками мы поменяли колесо и двинулись дальше. Поездили по парку и когда стали выбираться, пробили второе колесо. Оно спускало медленно, и я решил попробовать куда-нибудь выбраться на дорогу. Когда колесо превратилось в лохмотья, мы выехали на асфальт.
Позвонили в прокатную контору и начали объяснять, где мы находимся. Мы представить себе не могли, как это будет сложно. Прекрасно ориентируясь в карте и зная свое местонахождение, мы много раз рассказывали, между какими городами и деревнями мы находимся и сколько до них километров. До офиса прокатной конторы было около 40 километров. Мы знали, что киприоты слабо разбираются в картах, но теперь я хорошо представляю, что такое топографический кретинизм. Хотя там в полной мере присутствовал не только топографический. По просьбе прокатчиков мы пошли искать местных, которые объяснили бы им, где мы находимся. Нашли строителей, которые почти все оказались русскими. Среди них был один грек, но и он не смог помочь. Потом мы остановили грузовик и долго слушали рассказ о том, где же нас искать. Часа через 2 с половиной нас, наконец, нашли. Приехавший грек-киприот сказал, что за одно колесо придется доплатить. Но когда он поменял оба колеса, объявил, что мы ему должны 260 евро… Если бы не двое детей и две уставшие женщины, что были в машине, я бы послал его подальше и пошел бы пешком до ближайшей деревни и купил бы там какую-нибудь докатку. Но тот нехороший человек понимал, что я этого не сделаю, и он получил эти деньги, не скрывая своего удовлетворения. Это и есть Кипр.
После этого мы решили больше не съезжать далеко с асфальта. А колеса мы прокололи боковыми порезами. Покрышки оказались такими тонкими, какие я еще не видел. Здесь стоит добавить, что это были не последние проколотые мною колеса на Кипре. В один прекрасный день я проколол оба колеса на велосипеде. Ни за что не угадаете, на что я наехал. На колючки. Я их поймал на каменистой дорожке, которая шла вдоль моря.
Море, кстати, сильно бодрило. Оно не успело прогреться к нашему приезду, и купающихся в нем было немного и почти все были русскими. Я плавал с маской и ластами, но прибрежные воды меня сильно разочаровали. В той же Анапе всякой живности и интересных растений было в разы больше. Разве что морских ежей было много. В некоторых местах даже нельзя было встать на дно ногами. Их иголки выделяют какую-то гадость, поэтому наступить на ежа - это похоронить свой отпуск. Ежик сверху выглядит вот так.
А вот так он выглядит снизу
А побережье понравилось большим количеством интересных мест и малым количеством отдыхающих на них. В нескольких километрах от города и асфальтовых дорог можно найти абсолютно пустой пляж или роскошную бухту для плавания, рыбалки или пикника.
Возможно, об исторических достопримечательностях следовало написать в первую голову, но я стараюсь следовать хронологии нашего отпуска. В один прекрасный день у нас забрали Аньку и отпустили на целый день.
Пафос, возле которого мы жили, был когда-то столицей Кипра, и там есть на что посмотреть, учитывая, что Кипр находится между Грецией , Турцией, Израилем, Египтом и Италией. Маленький остров в хорошем месте, он часто переходил из рук в руки, редко оставаясь самостоятельным государством. Все это оставило свои следы, а благоприятный климат очень много чего сохранил. Например, этот банный комплекс, который относится к греческому периоду (примерно 200 лет до нашей эры). Большое количество разных отделений с парными, бассейнами и ваннами с водопроводом и системой дренажа. ПарнЫе - разных типов, разных конструкций. Мозаика, колонны, галереи - не простая была, видать, банька.
Сохранился один дом некоего Диониса, в котором все полы выложены мозаикой.
Амфитеатров на Кипре много. Иногда их несколько в одном городе. Наверное, они тоже были сетевые…
Еще одна крупная достопримечательность - остатки крупнейшей и древнейшей базилики (церкви).
Это, действительно, было грандиозное сооружение, в несколько раз превышающее здание нынешней церкви. Под деревом справа стоит памятный столб. Сейчас оно будет крупнее.
Столб известен тем, что возле него проповедовал Апостол Павел. Не уверен, что именно возле этого столба он выступал, но то, что он бывал в Пафосе и проповедовал - факт исторический. Здесь надо сказать, что Кипр был первым государством, которым правил христианин. Было это, если не ошибаюсь, примерно в третьем столетии.
Еще одна достопримечательность в черте Пафоса - Гробницы королей. Это реальные гробницы, саркофаги, в которых хоронили богатых людей города. Цари покоились, таки, отдельно. Это достаточно большая территория, на которой размещалось несколько отделений с разной архитектурой и отделкой. От самых простых….
… до эксклюзивных
Или вот еще, например
Гулять по этим гробницам было очень интересно. Таких кладбищ я еще не видел.
Два слова еще об одной поездке в горы. У нас было несколько свободных часов, и мы решили проехать по горному массиву с посещением монастырей. Дороги везде были хорошие, не очень крутые, но местами очень узкие. Не везде можно было разъехаться со встречной машиной. В горных районах прохладно и не так засушливо, высокие деревья, под ногами нормальная трава, а не колючки. Кстати, аренда домов в горах в разы дороже, чем на побережье. Считается, что настоящие ценители Кипра отдыхают именно там.
Монастыри и церкви (в горах, в отличие от побережья, они почти все - Православные) очень ухоженные, с музеями, экскурсиями, торговыми рядами возле них. Вот это двор и Церковь мужского монастыря, например. Правда, ни одного монаха или просто служителя мы там не встретили. Одни только туристы.
Вот еще одна любопытная фотография из той поездки. Если присмотреться, то увидите, что на вершине этой горы паслось стадо коз. Их там гораздо больше, чем видно на фото. Как они туда забрались, что они там делали - загадка?
Там же, в горах, заезжали в маленькую винодельню. Во дворе в качестве экспонатов демонстрировались разные старинные приспособления, применяемые в виноделии.
Купленное там вино было, конечно, изумительным. И вообще, вино на Кипре - отдельная достопримечательность. Его там много, оно качественное и не дорогое. Как местное, так и привозное. Признаться, я никогда еще не пил так много хорошего вина за такой относительно короткий промежуток времени. Да чего уж греха таить - мы его там пили почти каждый день. Больше всего нам понравилось вино с совершенно заурядной этикеткой, но с запоминающимся названием «VASILIKON». До сих пор я не встречал в продаже вина из Кипра, но если вам повезет, и вы найдете это вино - берите смело. Не пожалеете!
Как известно, хорошее вино становится еще лучше, когда его подают с хорошим блюдом. Или наоборот? Это не важно. Важно, что с нами был Панкадж, и он через день готовил нам такие кулинарные шедевры, что передать словами невозможно. А в один из последних дней в гости заехал еще один индус, и они на пару закатили целый стол индийских блюд. Индийская кухня, скажу я вам, стоит того, чтобы о ней тут вспоминать, не сожалея о лишних килограммах живого веса, привезенных из Кипра.
Была у нас небольшая экскурсия на катере. С Панкаджем по вечерам мы ходили играть в бильярд в ближайший бар, хозяин которого занимался еще катерами и скутерами. Вот мы с ним и договорились прокатиться с ветерком.
Нет, не на этом судне. Просто хорошая фотка. В нашем распоряжении был современный катер с подвесным мотором в 150 лошадиных сил. Это не «казанка» с «ветерком», скажу я вам. 70 километров в час даже в штиль впечатляют.
Все были очень довольны. Особенно я.
На следующий день мы поехали в парк птиц и зверей. Очень понравилось шоу попугаев. Они там много чего делали, в том числе и катали друг друга вот в такой коляске.
На этом же столе они катались на самокатах и всегда безошибочно останавливались на самом краю. Помните мульт о том, как страус учился летать? Он заканчивался словами : «Крылья, крылья! Главное - ноги!». Вот они - ноги страуса.
За 9 евро нам разрешили покормить жирафов и пофотографировать. На выходе нам подарили большую коллективную фотку.
Он умудрялся и сильнее язык вытягивать. Как им, наверное, надоели эти туристы.
Через мгновенье верблюд укусит меня за ногу. Не очень больно, но достаточно сильно, чтобы я перестал чесать его ухо.
Это удав. Правда, он похож на персонаж из «38 попугаев»?
Вот так выглядит сброшенная змеей ее кожа.
Как вы понимаете, здесь можно было бы разместить много фотографий, но их можно сделать в любом другом зоопарке. После зоопарка мы поехали в аквапарк. Довольно большой, с детской (малышковой) зоной, с огромным количеством шезлонгов и зеленых лужаек.
С детьми отдыхать там было, конечно, здоровско! Правда, и мне удалось найти там приключений на одно место. Как обычно катается в аквапарке дядька лет сорока, выросший в глухой тайге и не знавший в детстве подобных развлечений? Правильно, толкается изо всех сил, чтобы, набрав максимальную скорость, вспомнить детские забавы вроде трамплина для прыжков в воду, который мы сооружали возле будок в Солнечном.
Самая высокая горка называлась «Камикадзе». Наверное, я, все-таки слишком сильно оттолкнулся, потому что в следующее мгновение я почувствовал, что полностью оторвался от горки и летел в свободном падении секунду-другую. Понятно, что приземлился я по касательной и на самую мягкую часть своего тела, но посадка была такой жесткой, что попа сильно болела еще несколько дней. В конце горки ко мне подбежал кто-то из персонала, что-то испуганно лепетал про «денжер», но я в тот момент и по-русски-то плохо понимал. Но все равно, об аквапарке остались самые приятные впечатления.
Несколько слов о кипрском общепите. Покушать там, конечно, есть где, но очень не бюджетно. Из местной кухни тоже есть что попробовать, но не везде все так хорошо, как хотелось бы. Деревенское вино, которое подают в каждом втором кабаке, тоже попадается очень разного качества. Если есть возможность передвигаться, то лучше питаться подальше от отелей и кафешек, ориентированных на туристов. В каждой деревне можно найти семейный ресторан, в котором вас будет обслуживать вся семья, включая детей. Почти всегда в таком ресторане все очень вкусно и качественно. Вот Катя с Наташей на веранде одного такого ресторана в горах провожают солнце.
Следующая фотография сделана на пару сотен метров ниже этого ресторана за 5 минут до захода солнца. В горах край моря становится виден лишь тогда, когда за ним начнет пропадать солнце. На этой фотографии линия горизонта находится выше линии облаков, чуть ниже солнца. Иногда можно в этих облаках увидеть большой круизный лайнер. Это тоже впечатляет. Мы часто ездили на закат в разные живописные места, но наблюдать за этим с высокой горы - потрясающее удовольствие.
И вообще, наличие машины и возможность поехать на ней куда угодно и когда угодно делает отдых ощутимо более качественным. Машина среднего класса с коробкой-автомат на Кипре в местных прокатных конторах стоит 31 евро в день, если брать на неделю и больше. Маленькую машинку с ручной коробкой можно найти и за 20 евро. Только не берите у отелей - там всегда дороже.
Впечатлений от поездки, конечно, больше, чем я здесь написал. Мы жили не в отеле, много ездили, много контактировали и не всегда эти контакты с киприотами были приятны. Если вам будут рассказывать о них, как о гостеприимном народе - не верьте. На мой взгляд, это совсем не так. Практически весь персонал в магазинах, ресторанах, отелях - приезжий. Мне показалось, что большинство из них - болгары. По крайней мере, чаще всего этот язык я слышал, когда видел общающихся друг с другом работников. Русских тоже довольно много, но они стараются себя не выдать. Правда, если в магазине ты на английском не можешь точно сказать, что ты хочешь, моментально за прилавком появляется человек, который говорит по-нашему.
Среди отдыхающих преобладают англичане. Что неудивительно, ведь Кипр до 1968 года был их колонией. Русские на втором месте, но их в несколько раз меньше. Среди отдыхающих их легко можно узнать по хмурым лицам на фоне доброжелательных и приветливых англичан. Кстати, киприоты такие же, как мы, если они находятся не там, где положено улыбаться. Иной раз они могут и не ответить на твой жест или приветствие. Во всех музеях, что мы были, билеты продавали исключительно мужчины. Только однажды там мы встретили женщину, которая была охранником. На виноградниках тоже попадались одни женщины, ведь мужчинам надо целый день сидеть в кафе и пить кофе.Словом, киприоты - народ своеобразный и не слишком симпатичный.
На этом я закончу свой отчет о поездке, которая нам, безусловно, очень понравилась, несмотря на некоторые моменты. Надеюсь, что несколько вечеров, в течение которых я трудился над этим рассказом, не были потрачены напрасно, и вы получили удовольствие от него.
P.S. Нашел еще кое-что, что нельзя не показать. Фотка называется «Есть такое слово - «Родина». Из самолета через рукав, через здание аэровокзала мы вышли на стоянку, моментально замерзли и окончательно почувствовали себя дома.