"Истинный путешественник не имеет плана или желания достичь цели."
Лао Цзы.
Несколько дней назад мы были на концерте волшебного рыжеволосого эльфа, нашей любимой
Лорины Маккеннит. Это было незабываемо. Услышать вживую ее голос, почти в буквальном смысле вводящий в транс, было впечатлением еще более сильным, чем впечатление от ее последнего альбома, уже заслушанного до дыр. Альбом
"An Ancient Muse", вышел совсем недавно, после шестилетнего перерыва - шесть лет назад погиб любимый человек Лорины, было похоже, что она уже не вернется к музыке. Но она вернулась.
Для меня Лорина не только потрясающий музыкант, но и учитель. У ее музыки, у ее текстов и у нее как личности я многому учусь. Вся ее жизнь - это путешествие, не только в фигуральном, но и в буквальном смысле слова. Открыв в себе глубокую духовную связь с кельтскими предками и связанное с этим - одно из жизнеопределяющих для нее качеств - любопытство, искренний интерес к людям, культурам, истории, к самой жизни, Лорина много лет назад начала свое путешествие, о котором она все эти годы рассказывает в музыке, точнее - рассказывает музыкой.
Я могла бы очень много писать о ней, но лучше послушать
ее саму.
Альбом
"The book of secrets" (впечатление от путешествия по древней Византии, по Сицилии, Ирландии, Кавказу, Сибири и многим другим загадочным местам) предваряет в буклете очень хороший текст Лорины (перевожу с английского):
«После долгих лет размышления об отличительных чертах кельтской культуры, я начала спрашивать себя: не была ли причиной их легендарного кочевого образа жизни внутренняя необходимость? Не была ли эта страсть к передвижению непроизвольным, и отнюдь не прагматическим ответом на подобную необходимость? Некое беспокойство, имеющее своими корнями ненасытное любопытство. Думаю, что растущее во мне осознание моей собственной страсти к путешествиям и мое любопытство помогли мне понять подлинный смысл той связи с кельтскими предками, которую я всегда ощущала. Чем больше я погружалась в кельтскую культуру, с ее неожиданными поворотами и открытиями, тем больше меня начинали интересовать культуры, современные кельтской, что в свою очередь привело меня на пути, которые могли лишь отдаленно быть связанными в самими кельтами.
Как любой художник, забрасывающий далеко сети вдохновения, учишься смирению при виде того, как лучшие из твоих планов меняются и как сети отклоняются далеко в сторону. Так, ты отправляешься в Рим... и оказываешься в Стамбуле. Уезжаешь в Японию... и вот ты уже в поезде, пересекающем сибирскую равнину. И само путешествие, а не его цель или конечный пункт, становится источником чуда и вдохновения. Я думаю, что один из самых важных моментов в нашем путешествии, это тот, в который мы выбрасываем карту. Избавляясь от стереотипов и предрассудков, мы учимся распознавать подлинные тайны каждого нового места, и вспоминаем, что все мы часть общей единой истории.
…Эти мои песни были собраны вместе как мозаика, из кусочков, сделанных отдельно и лишь затем подобранных друг к другу.
Они как сувениры, найденные на раскопках истории и очищенные от ее слоев, с тем чтобы обнаружилось хрупкое прошлое. Так, как я увидела это в Италии, где на археологических раскопках в Кьянчано Терме древние римские наслоения скрывали под собой следы еще более древней этрусской цивилизации, или на месте захоронения загадочного вождя кельтского племени в Орвьето.
Моим желанием было, чтобы этот альбом смог разжечь любопытство, как это делают книги с рассказами о путешествиях. Из всех путешествий, будь они реальными или воображаемыми, самое главное, что мы можем вынести, это понимание того, что именно укрепляет нашу жизнь: семья и друзья, способность творить наши судьбы как произведение искусства и наши усилия в том, чтобы примирить наши материальные потребности с необходимостью быть тесно связанными друг с другом."