Елена первая

Jun 02, 2008 11:14



Вчера я наконец-то добралась до Театра.doc и посмотрела шикарный спектакль "Про мою маму и про меня". Мне достаточно этого спектакля для того, чтобы понять что Театр.doc - одно из главных настоящих мест в Москве. Минимум условий, максимум жизни. Это как на чердаках Гитиса во времена лучших его курсов. Если вы тоже всеми щупальцами души любите театр, или просто хотите жизни среди окружающей фальши, сходите в Театр.doc. Это несложно и недорого.
А рассказывать я сейчас буду про Елену Морозову. Я ее вчера не узнала. То есть, я знала ее по гениальному "Дневнику его жены" и по "Изображая жертву", много слышала про ее роль в "Прощай, Марлен, здравствуй", но вчера я и подумать не могла, что это та самая Морозова. Она разная всегда. И потрясающе, просто потрясающе настоящая...



"Она - совершенство. Она - осьминог, сомнамбула, амеба… Она - все формы жизни на земле." (из статьи о Елене Морозовой)

Горячий чай Ренессанса







Женщины Возрождения для удлинения овала лица выбривали волосы спереди и выщипывали брови. Красавицы того времени - бледные, с высоким чистым лбом и огромными открытыми миру глазами. Елена Морозова - абсолютно ренессансная красавица. Естественная, как полевой цветок - ей и выщипывать-то ничего не надо: более высокого лба я лично ни у кого не видела. Может быть, Бог рисовал ее для другого времени или даже для другой планеты, но она попала к нам, и это большая удача.

"На мой взгляд, сейчас идет тотальное разрушение человечества, и в этом разрушении повинны владельцы наркотиков, то бишь хозяева телевидения! Они - владельцы наркотиков. Я не смотрю телевизор в течение одиннадцати лет. Принципиально. Эпоха Ренессанса необходима, иначе произойдет полное разложение…"



Ренессансная у Елены не только внешность, но и манера мыслить, талант, образ жизни: свобода и непредсказуемость в поведении и словах, природная раскованность и органичность движений и жестов, умение перевоплощаться, менять форму и окраску, заставить поверить в любой образ; непривязанность к одной профессии или к одному театру, неограниченность никакими условностями и рамками... Все это она умудряется содержать в себе, будучи одновременно яркой, незабываемой, переполненной и... пустой, едва уловимой, очерченной несколькими простыми идеальными шрихами и обозначенной парой точно нанесенных светлых акварельных мазков.

"Театр - это магия! А актер - это сосуд для магического напитка. Пустой сосуд - это лучшая форма таланта для актера! Я - абсолютно пустой сосуд."

Нашему времени, может быть, как никакому другому, не хватает героев-маяков, проходящих по самой большой и неизведанной глубине фарватеров, указывающих путь к чистой свободе, к свободной чистоте. Чтобы научиться быть непохожим на других, не зависеть от времени и его жестких рамок, творить свою жизнь самому, а не писать ее под диктовку собственных страхов и собственной ограниченности, нужно вдохновение. Нужны люди, на эту свободу вдохновляющие, показывающие, что так возможно - возможно быть собой и никого не бояться. Таким маяком-вдохновением и является актриса Елена Морозова.

"Эпоха Ренессанса необходима сейчас, как стакан горячего чая. Я несу через себя или с собой эту эпоху."

Комод нездорового веса




"Меньше всего я хочу нравиться. То, что я играю, - это миры, которые я могу отдать! Я как проводник! Кто я? Смешно! Не существует меня, но есть то, что я могу передать. И я счастлива!"

Искусство быть разной - очень редкое искусство. Оно присуще только тем, кто вмещает в себя много-много, как комод со множеством ящичков - нужно иметь эти ящички, чтобы было, куда вмещать.




Оперная певица Марга Ковтун - "Дневник его жены"



Подружка героя Юры Чурсина - "Изображая жертву"



Елена Морозова - comode, удобное пространство для любого образа, сосуд идеальной формы, способный всерьез прожить жизнь своего содержимого.

"Помню, ездила в Париж на фотосессию. Когда оделась, как Марлен, загримировалась, села в кафе за ее любимый столик, за стеклом на улице два старичка, бабушка с дедушкой, чуть не упали в обморок. Потом забежали в кафе, стали наперебой говорить, мол, елки-палки, мы сейчас чуть не сошли с ума, потому что сидит живая Марлен! Оказалось, что в молодости они были ее фанатами. Знали время, в которое Марлен приходила в свое любимое кафе выпить кофе, и все время приходили увидеть ее. В конце концов, так примелькались, что она подарила им свои перчатки. И эти бабушка с дедушкой подарили те самые перчатки мне. Такие масенькие, узенькие, в черную мушечку…"



Сложно понять, сколько ей лет, и вряд ли когда-нибудь будет возможно: у таких людей, как она, нет возраста, потому что нет такого времени, которое смогло бы подчинить их себе.

"Возраст существует внутри нас, как и время. Оно необходимо лишь как система координат, чтобы как-то ориентироваться в действительности."

"У меня нет привязанности к реальности. Верой в окружающую реальность человечество введено в заблуждение, потому что так спокойнее. Иначе мы бы уже давно побывали в других галактиках. Мое движение в пространстве - это вертикаль. Через свои роли, через персонажей, которых я оживляю, я разговариваю со зрителем, небом, судьбой."



Менее всего ей подходит определение "нормальная". Как же хочется, скажу я вам, чтобы побольше ненормальных было вокруг! Взгляду и сердцу тоскливо от "нормально" одетых (всем девушкам очень рекомендую почитать небольшое интервью, в котором Елена Морозова рассказывает о своем отношении к одежде и стилю), "нормально" себя ведущих и "нормально" мыслящих людей...

"Актерство - это диагноз. Да все сумасшедшие. Именно потому, что считают себя здоровыми. А уж актеры... Человек в здравом уме и ясном рассудке, на твердых ногах - разве его место на сцене? Актер не может быть "нормальным". Под такими подмостки ломаются, они не выдерживают слишком здоровый вес."

Просторы доверия



Мне в человеке важен масштаб. Чем больше осмысленное пространство, которое он создает внутри себя и вокруг себя, тем мне интереснее за ним наблюдать и, если повезет, общаться. В Морозовой за версту чувствуется такой масштаб, что мороз по коже ) Всегда хочется понять источник всех этих просторов, откуда они возникают и какой силой держатся и продолжают расти.

"Так как у Лены нет понятия «работы», то понятие «свободное время» для нее тоже очень расплывчато. У нее всегда свободное время. Она очень любит гулять, читать, смотреть на закат, встречать рассветы, слушать музыку, смотреть хорошие фильмы, общаться с умными людьми, почитать и послушать стихи своих друзей."

Скорее всего, источник просторов - в доверии. Доверие самой жизни, а точнее ее Источнику, рождает доверие людям, обстоятельствам,

"После института… Мне хотелось бы пропустить пару лет… Позвали меня куда-то там, а я не пошла никуда! И стала рисовать!"

...собственному подсознанию,

"И бояться снов не надо. Я не боюсь ничего. Просто дышу себе, и все."

...зрителю,

"Зритель - это чудо! Это встреча с неизвестностью…"

...самой себе.

"- Когда вам плохо, что вы делаете? - Пою!"



Морозова - очень нерусская и очень русская. Она много путешествует по миру, по-европейски вызывающе одевается, по-американски вызывающе себя ведет и шокирует публику проектами вроде "Дневников Грязной Евы", но в то же время в глазах ее и в рассуждениях ясно читается душа, воспитанная русской культурой.



"Для того чтобы с самого начала понять, что Елена - девушка необычная, не обязательно ее видеть. Достаточно просто позвонить ей домой. Вам ответит автоответчик цитатой из «Евгения Онегина» - «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…», правда, возможно, вы услышите и что-то другое - текст меняется очень часто и зависит от настроения хозяйки. Почему Пушкин? Это настольная книга."

Одновременно ей чужды некоторые особенности этой самой "русской души".

"Русское - это страсть к страданию. Нам необходимо страдать и мучиться по какому-нибудь поводу. Проснуться с заплаканными глазами, стойко пойти на работу. Я этому удивляюсь. Я предпочитаю день, проведенный за нос. С друзьями, на природе, с любимым человеком, не вылезая из кровати, с хорошей книгой, с детьми. День без выдуманных страданий. Потому что большинство страданий человеком выдумывается. И лишить себя страданий человек может только сам."

Уверена, она смогла бы успешно работать и в Америке, и в Европе. Таких актеров там очень и очень не хватает. Но она живет в России и играет для нас с вами, вполне сознательно и, главное, с полной отдачей.

"Пока государство не будет поддерживать художников материально, нельзя говорить об уровне культуры нации, - она цитирует древнегреческого философа. - Когда я получаю зарплату в театре, я понимаю, в каком государстве я живу."



Профессия актера, при всем своем безумии, неоднозначности и балансировании на грани порока, все-таки святая. Так, как рискуют, отдавая себя другим людям, то есть нам с вами, эти люди, пожалуй, не рискует собой никто другой.
И если от каждого человека мы можем научиться очень многому - чем шире масштаб, тем глубже урок - то от людей, сознательно и профессионально, на свой страх и риск, открывающими перед нами душу, грех не учиться.

"Дело не в усталом искусстве, дело в усталом человеке - будь то режиссер или зритель.
Естественно, люди закрываются от искусства, сделанного «усталыми». «Искусство? А, вот это? Спасибо, тогда не надо, мы лучше пойдем попьем пива». Моя задача - превращать усталых зрителей в жизнерадостных, любящих, верящих людей."




Люди Нашего Царя

Previous post Next post
Up