Apr 21, 2014 00:00
- Дети, вот я держу в руках кирпич. О чём вы думаете, глядя на
него?
- Я думаю о каждодневном скромном подвиге строителей, своим нелёгким трудом создавших наши жилища, школы и общественные здания.
- А я думаю о том, как много нам ещё предстоит построить, чтобы приблизиться к радостному будущему и исполнить своё предназначение.
- А о чём ты думаешь, Вовочка?
- Я, господин учитель, думаю о смерти.
- Вовочка, но почему ты о ней думаешь?
- Потому что самурай должен прежде всего постоянно помнить, что
он должен умереть. Вот его главное дело. Если он всегда помнит об этом, он
сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью,
избегнуть мириада зол и несчастий, уберечь себя от болезней и бед, и
насладиться долгой жизнью. Он будет исключительной личностью, наделённой
прекрасными качествами. Когда бы у него не
появлялось немного времени для себя, чтобы побыть в безмолвии, он не должен
забывать возвращаться к вопросу о смерти и размышлять о ней. Разве не
сказано, что Кусуноки Масасигэ увещевал своего сына Масацуру всегда помнить
о смерти? Все это предназначено для обучения юного самурая.
- Утверждаешь ли ты, Вовочка, что самураю следует отринуть вообще все иные помышления и заполнить своё сознание исключительно мыслями о своей кончине?
- Самурай должен помнить, господин учитель, что Золотая Середина есть мера всех вещей. Что касается размышления о смерти, то Ёсида Кэнко в
"Цурэдзурэ-гуса" говорит, что монах Синкай имел обыкновение сидеть днями
напролёт, размышляя о своём конце; несомненно, столь неустанное сосредоточение на одной идее это путь очень удобный - но для
отшельника, а не для воина.
Ведь тогда самурай должен был бы пренебречь своим военным долгом и
отказаться от пути верности и сыновней почтительности. Самурай же, наоборот,
должен постоянно быть занят и общественным, и личным.
undef,
fcuk,
magerick