На выходных посмотрела в Чикаго спектакль
Последняя сессия Фрейда. Чикаго, очеивдно, наиболее
театральный город в Штатаx, и я говорю не о мюзиклах (популярном жанре), а о драме. Маленьких театров очень много, они расположены в северной "хипстерской" части города (а мюзиклы - это большие театры в более "коммерческом" районе, где большие магазины). Пьесы идут обычно несколько недель, иногда пару сезонов. В зале бывает 200 человек, а бывает - я была как-то на таком спектсакле - 9, и понятно, что существовать на сборы такой театр не может (но я не знаю, как именно организована поддержка). Все это рецензируется (Настька писала рецензии на некоторые спектакли для газеты Чикагского ун-та и получала бесплатный билет, чем очень гордилась) и обсуждается и составляет часть той городской жизни, за которую многие и любят Чикаго.
Спектакль - это воображенная встреча Фрейда, которому 83 года и у него рак рта, и
С. Льиса (автора "Хроник Нарнии" и очень известных работ по христианству и теологии), котрому в тот момент 41 год и он оксфордский профессор, 3 сентября 1939г. Начинается война, и Фрейд все время включает радио, чтобы послушать речь Черчилля и новости. Неизвестно, встречались ли Фрейд ли Льюис, но Фрейда действительно посетил какой-то молодой профессор, и автор книги
The Question of God, гарвардский психиатр, предположил, что это мог быть Льюис. Фрейд - атеист, апологет науки как способа поиска истины; Льюис стал верующим в 33 года. Спектакль - 80-минутный разговор между ними на фоне начинающегося апокалипсиса - о познании, морали (является ли она только конструктом или у нее етсь какие-то досоциальные основания), о смерти и есть ли что-то "за тем пределом". Два интеллектуальных актера, комната, разговор. Все. Через три недели Фрейд умрет.
Все это "многослойно" и связано с книгами, тектсами, телепередачами, которые включены в общественный "дискурс" о вере. Например, Фрейд испытывает приступы боли, а у Льюиса есть теологическая работа
О боли, и зал это понимает. И очеивдно на примере дела ПР, подтолкнувшего разговоры о религи, что такого дебата о вере в русскоязычном пространстве нет.
Еще - мысль не моя, но на спектакле была прочувствована. Каково было Фрейду, понявшему о человеке то, что он понял, видеть начало новой войны.
Click to view