(no subject)

Jun 30, 2018 04:08

Маша Нестеренко сделала очень интересное интервью с Татьяной Горичевой (важное дело для истории идей). В начале 90-х я читала ее небольшую книгу о христианстве и феминизме (не могу вспомнить название), в которой шла речь о женском начале, Богородице и том варианте феминизма, который связан с представлением об особой женской природе, ценностях и христианстве (в этой идеологии и христианство, и женщина - это про любовь). Когда попала впервые в Штаты, нашла в библиотеке журнал "Мария", который они издавали в Ленинграде в конце 70-х (есть ли эти издания в наших библиотеках - не знаю). Это был "диссидентский феминизм", т.е. антисоветская критика на женском материале (о роддомах, абортах без обезболивания); помню статью о том, что советская система не дает мужчинам быть мужчинами. Т.е. злом там был не патриархат (власть мужчин), как в западном феминизме, а советская власть, которая не могла обеспечить услуги должного качества. Понимаю, что они пытались нащупать способ критики, для которой у них тогда не было ни словаря, ни понятий, ни теории, а только чувство, что что-то не так. Вспоминается "Что делать?" Ленина, где он пишет, что рабочие сами не могут подняться выше тред-юнионистского сознания и выработать политическую идеологию: она должна быть привнесена теоретиками (+ невозможность феминизма в диссидентской среде в целом). Потом они стали делать "Женщину и Россию" приблизительно с такой же тематикой, но все более уходя в сторону экофеминизма и идеи, что "мужская цивилизация" относится к природе так же по-скотски, как и к женщине, поэтому феминизм - это условие спасения всего живого. Тяга к "традиционной женственности" как проекту спасения цивилизации. Эти идеи мне кажутся патриархатными (и когда она говорит в интервью, что надзирательницы в тюрьмах и лагерях более жестоки, чем мужчины - это та же патриархатная идеология с ее представлениями о "женском начале" и его предательстве). Позднее одна из создательниц журнала, Татьяна Мамонова, как я понимаю, уже в эмиграции, из Канады стала делать (по-русски) журнал "Женщина и земля". Это было уже что-то совершенно невозможное: антисоветская критика уже была не нужна, а теорию она делать не могла (да и журнал был не научный), и там было огромное количество самопиара.
Тем не менее, испытываю огромное уважение к тем "ленинградским феминистскам".

«Патриархальная некрофильская цивилизация побеждает»
Интервью с философом Татьяной Горичевой

russia, people, feminism

Previous post Next post
Up