(no subject)

Sep 08, 2017 11:25


Новость про "белорусский номер" Journal of Soviet & Post-Soviet Politics & Society уже расшаривали. Присоединяюсь к благодарности редакторам и хочу (почему-то) рассказать свой текст The Politics of the Belarusian Self: Performing Truth, Converting in Public.

Есть проект "Будзьма!" (Будем!). Его создатели как-то обратились к сознательному сообществу с просьбой рассказать "Как я стал беларусом". Я прочла сто шестьдесят историй обретения "истинного я" (часть из них выстроены как исповедь, но традиционная исповедь обращена к Богу, а здесь слушателем является интернет) и написала текст про чем люди "гордятся", когда объявляют "Я беларус! (армянин, гей, женщина, инвалид, черный, белый и пр.)". Т.е. в чем состоит прайд. Я не могу знать, что на самом деле думали рассказчики: мне интерсны не идентичности (о которых я ничего не могу знать), а тот "коллективный ответ", который преподносится публике в качестве благой вести и в который читающие должны поверить. Цель - объяснить эту искренность ("вот мое настоящее я!") как перфрманс.

По Триллингу, категория искренности возникает в Европе в начале Нового времени - в эпоху Шекспира: поднимающейся буржуазии надо заключать контракты, для чего необходимо доверие между партнерами: оно возможно в том случае, когда партнеры верят в искрененность друг друга, а свидетельством ее является особая "искренняя речь"). Не случайно "искренность в литературе" становится (после очерка Померанцева в Новом мире) предметом общесоюзной дискуссии в конце 1950-х, после осуждения сталинизма. Проблема состоит в том, что "искренность", т.е. когерентеность внутреннего и внешнего, предполагает ее демонстрацию (посредством речи и пр). Я не могу быть искренним, если говорю не то, что думаю. Но можно ли сказать, что мы искренни, если мы совершаем перформанс, предназначенный для зрителя. Кажется, про это говорил еще Сократ...

my publications

Previous post Next post
Up