На характер мышления сильно влияет то, что человек считает более важным: способности или усилия. Профессор социальной психологии Стэнфордского университета Кэрол Двек провела серию экспериментов, наблюдая за реакцией 400 пятиклассников. Сначала школьники решали простые задачи, с которыми мог справиться любой. Затем их случайным образом разделили на две группы.
Участников одной из них постоянно хвалили за продемонстрированные ими способности: «Надо же, ты совершенно правильно нашел число икс. Отличный результат. Наверное, у тебя есть к этому предрасположенность».
Участников второй группы хвалили за приложенные усилия: «Видно, как ты усердно над этим работал».
Затем ученикам предложили более сложные задачи, предоставив возможность выбора: либо элементарные задачи, либо же взяться за действительно сложные, в процессе решения которых они могли бы чему-то научиться. Выяснилось, что большинство тех, кого хвалили за умственные способности, выбирали простые задачки, тогда как около 90 процентов тех, кого хвалили за приложенные усилия, выбрали сложные.
На следующем этапе пятиклассникам выдали более сложные задачи, решая которые они уже не смогли бы продемонстрировать такие хорошие результаты. После этого им сказали, что они справились с заданием намного хуже, чем в первый раз, и попросили выразить на этот счет свое мнение.
Ученики, которых хвалили за усилия, не только продемонстрировали лучшие результаты, им понравилось выполнять более сложные задания, даже несмотря на то, что теперь их результаты были хуже. Они не считали, что в данном случае результаты отражают их умственные способности, и хотели взять задания с собой, чтобы решить их дома. В заключительной части научной публикации, посвященной этим экспериментам, Двек написала: «Ученики, которых хвалили за приложенные усилия, сумели сохранить свою интеллектуальную оценку перед лицом сложностей».
Напротив, те школьники, которых хвалили за их интеллектуальные способности, показали более слабые результаты и высказали совершенно противоположную реакцию. Они совершенно не собирались брать задачки домой, и полученный ими негативный опыт заставил их сомневаться в собственных интеллектуальных способностях. Двек писала: «Ученики, которых хвалили за интеллектуальные способности, получили стимул, укрепивший их самолюбие, но при первых же трудностях их мнение о себе сразу же пошатнулось». Более того, свыше 40 процентов учеников этой группы соврали о своих оценках, приукрасив их (среди тех учеников, которых хвалили за усилия, совравших оказалось всего несколько). Все это означало только то, что когда в учениках, прежде всего, ценили их интеллектуальные способности, они воспринимали неудачи как личное поражение, которое многие сочли позором.
Дальнейшие исследование данного вопроса, проводимые другими учеными подтвердили основные положения работы Двек: избыточная похвала способностей человека, усыпляет его настойчивость. В то время как похвала усилий, приложенных человеком, чтобы чему-то научиться, приводит к тому, что он начинает себя вести как личность с динамическим мышлением (в противовес статическому). Правило работает вне зависимости от возраста.