Госавтоинспекция ввела новые правила оформления ДТП, призванные упростить эту процедуру для водителей.
В ведомстве уверены, что нововведения пойдут водителям на пользу: им теперь не надо тратить время на поездку в ГИБДД за печатью для справки, которую требуют страховые компании для выплаты компенсации ущерба от аварии. Страховщики, напротив, считают, что новые правила только осложнят жизнь автовладельцам, тем более что отныне инспекторам запрещено указывать скрытые повреждения, которые были нанесены автомобилям в ходе аварии, пишет
«Коммерсантъ».
ГИБДД РФ разослала в территориальные подразделения «Методические рекомендации по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии». Напомним, что такую справку (утверждена приказом МВД № 154) страховые компании требуют с автовладельца для того, чтобы выплатить компенсацию ущерба.
Как пояснил заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин, из-за отсутствия «единообразного подхода» в вопросах оформления справок «возникает недопонимание между водителями и представителями страховых компаний, а иногда и необоснованные требования со стороны последних».
Рекомендации содержат два нововведения. Первое заключается в том, что теперь в случае ДТП, когда вина водителя определяется инспектором на месте, сотрудник Госавтоинспекции обязан выдать участникам аварии необходимые справки прямо на месте. Согласно действующей практике, документы о ДТП водителям необходимо заверить печатью (ее нет в распоряжении автоинспектора), для чего нужно посетить отделение ГИБДД, что отнимает время.
«Водителям не требуется дополнительного визита в подразделение - подобные требования некоторых страховых компаний законодательством не предусмотрены», - пояснил Кузин. В ГИБДД добавили, что если у страховщика впоследствии возникнут подозрения насчет подлинности документа, то компания всегда может направить запрос в Госавтоинспекцию.
Второе новшество касается повреждений, которые выявляются после ДТП. До сих пор инспектор ГИБДД указывал в справке, помимо видимых следов аварии (например, расколотого бампера или помятой двери), также и возможность скрытых повреждений (к примеру, помимо помятого бампера, могут быть повреждены другие конструктивные детали автомобиля - это выявляется только после тщательного осмотра в сервисе). Теперь такая формулировка запрещена.
«Инспектор ДПС не должен подменять технического эксперта или пытаться угадать внутренние повреждения, которые получил автомобиль», - пояснил Владимир Кузин.
Причины возникновения скрытых повреждений, по его словам, должны быть установлены в ходе технической экспертизы. Вносить изменения в справку после оформления аварии также запрещено. Это означает, что страховщики более не смогут потребовать от клиента съездить в ГИБДД и вписать в справку дополнительные повреждения.
Представители страхового рынка скептически восприняли нововведения.
«Почему появилась фраза о возможности скрытых повреждений? - рассказал заместитель главы «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. - Дело в том, что некоторые страховщики ограничивали выплаты ремонтом только тех деталей, которые указал в справке инспектор. Гаишники начали вписывать эту фразу, страхуя клиента от возможных проблем с выплатами».
«Теперь же страховые компании наверняка начнут требовать с клиентов дополнительные справки или отказывать в выплатах. Совершенно непонятно, для чего понадобилось на пустом месте усложнять людям жизнь», - сказал Иванов.
Он отметил, что такая ситуация продлится «два-три месяца», после чего рынок адаптируется к новым условиям игры.
«Что касается печати, то она являлась единственным подтверждением законности справки, - добавил Иванов. - Теперь повышается риск подделки документа, и страховые компании будут постоянно проверять справки, направляя запросы в ГИБДД. Клиенты от этого только пострадают - им придется ждать, пока страховая получит ответ».
Он также добавил, что на практике инспекторы довольно редко устанавливают виновника ДТП прямо на месте - это делает группа разбора в отделении, куда водителям в любом случае придется ехать, даже если и печать в справке не нужна.