Красоты и силы полны - хороши Амура волны...
А про этого человека точно неизвестно ничего, кроме того, что он был :) Утрирую, конечно, но все-таки...
Макс Авелевич или Аверьянович Кюсс родился 17 или 20 марта 1874 года, вроде как, в Одессе. Ну, или 5 марта 1877 года в Шавельске (сейчас это город Шяуляй в Литве). Умер тоже, вроде как, в Одессе, предположительно - в 1942 году, зимой или весной (а может, и летом - никто не знает).
Как и великий русский художник Левитан, Макс Кюсс родился в бедной еврейской семье. По вероисповеданию, если кого волнует, был православным, хотя находятся люди, которые смеют утверждать, что вовсе и не православный, а очень даже лютеранин.
Говорят, что он с детских пор любил музыку, и даже (ходил слушок) что он таки научился играть на кларнете. Но нормально заниматься музыкой он смог только после того, как его забрали во солдаты. Попал он в Краснознаменный... в "музыкантскую команду" - сиречь военный оркестр. Прослужил там пять лет, а, дембельнувшись, поступил в Одесское музыкальное училище, которое закончил, наверное, в 1903 году, и пошёл в армию уже контрактником...
Ну, и попал он. В смысле, получил назначение капельмейстером (военный дирижёр) в 11-й Восточно-Сибирский пехотный (а может, и стрелковый) полк, расположенный во Владивостоке. А у нас тут, не сегодня-завтра, война с самураями начнётся - тучи хмуро ходят.
Вроде как, его полк был направлен в Маньчжурию (там уже тусил другой наш знаменитый вальсописец - Илья Шатров - автор «На сопках Маньчжурии», у которого, кстати, в биографии тоже полно белых пятен; может, они даже и встречались там где-нибудь), где развернулись боевые действия. Говорят, что Макс Кюсс даже повоевал, но, насколько мне известно, ветеранов тех боевых действий, а следовательно и очевидцев воинских будней Макса, уже давно нет на этом свете. Если же судить, что далее мы будем видеть его живым и даже здоровым, то можно говорить, при условии, конечно, что он воевал, что ту войну он прошёл безо всяких царапинок (наверное, даже насморк не подхватывал).
Всё это время он не сидел без дела, а сочинял различные музыкальные композиции - по непроверенным данным, за всю жисть, он насочинял чуть больше трёх сотен музыкальных произведений (самое известное, конечно, - вальс «Амурские волны», но о нём чуть ниже). Ходит слух, что даже сама императрица Александра Фёдоровна (жена Николая II), будучи шефом того полка, прослышала о таком таланте и пожаловала ему золотые часы с цепочкой, на которых, что естественно, был изображён тогдашний государственный герб нашей страны, который не так уж сильно отличался от нынешнего. Но, судя по всему, часов тех никто не видел (может, спёр кто?)...
Версий про то, как именно и насколько мучительно создавался самый известный вальс Макса Кюсса, существует не меньше десятка, но, в основном, все они являются вариациями и переложениями для детей одной - всё от большой любви.
Утверждается, что на самой первой партитуре русским по белому автор написал, что посвящает своё детище Вере Яковлевне Кириленко. По одной из версий (которую я буду считать основной, ибо она мне больше других нравится), он встретил её в поезде (возможно, что это был тот самый поезд, под который бросалась Каренина) Санкт-Петербург-Владивосток (а, хотя, не, не тот; поезд, в смысле, не тот). То ли он просто любил путешествовать и знал толк в извращениях, ибо поезд этот шёл из Питера до Владика чуть меньше месяца, то ли - это было как раз в то время, когда он добирался к месту службы... Не суть важно. Главное - он встретил в этом поезде Её. Кто его там знает, может - и выпивши был, может - правда любовь случается... В общем, увидел он её ещё чуть ли не на перроне, но понять, красивая она или просто косметика хорошая, не мог ещё долго. Ибо сбивали с толку глаза - офигенного цвета (в смысле, удивительные, цвета морской волны), зелёные глаза. Уже в поездке они разговорились, подружились и влюбились (может, и ещё чего было, но свечку никто не держал)... Она была замужем, он, похоже, женат, - шансов, короче, немного, но он рискнул и на предпоследней станции объяснился. Она же промолчала. Вот в этот самый миг объяснения он и почувствовал, что что-то такое в голове у него происходит - вроде, мелодия какая-то звучит...
Во Владивостоке он настойчиво преследовал бедную женщину, и, в конце концов, на балу в Городском собрании преподнес ей в подарок свой новый вальс - «Волны Амурского залива». Все там были в восторге - бурные аплодисменты, дружеские хлопки по плечам и всё такое... Один только её муж (по слухам, полковник Генерального штаба) взбесился (хотя с чего бы это? - мелодия-то красивая и успокаивающая) и запретил жене встречаться с этим человеком. Говорят, больше они не виделись...
По другой версии - те же, но уже без мужа. Муж погиб во время Русско-Японской войны и Вера Яковлена ехала к его могиле... Финал тот же, ибо негоже как-то сразу после кончины одного возлюбленного кидаться к другому.
Еще одна версия гласит, что муж был прекрасным человеком, а Вера соответствовала своему имени и была верной женой, были у них и дети - две дочки. В общем, именно поэтому у Макса и Веры ничего не вышло.
Утверждается также, что первое название «Залива Амурского волны» дала вальсу именно Вера Яковлевна. А автор написал посвящение и приклеил к нотам фотку любимой. Но, как обычно, какой-то потомок Ивана Фёдорова с неизвестной целью изменил название и осталось только «Амурские волны»...
Вальс имел невероятный успех, его исполняли все от мала до велика (говорят, что даже Гагарин насвистывал его в космосе), под него танцевали, его разучивали, переписывали друг у друга - в общем, восхищались как могли...
Дальнейшая судьба нашего героя сложилась не очень удачно: он уехал от любимой сперва на остров Русский, в какой-то другой полк (наверное, 33 Сибирский), а потом и вовсе на родину - в Одессу.
В Первую мировую войну (1914-1918) Кюсс служил капельмейстером в 5-й Донской казачьей дивизии, а после Октябрьской революции стал капельмейстером уже в Красной Армии и дослужился до командира музыкального взвода Кремлёвского почётного караула, но в 1927 году ушёл в отставку и вернулся в Одессу (судя по всему, там он работал в Военно-музыкальной школе).
В 1941 году началась Великая Отечественная война, немцы рванули к Одессе, Макс отказался (или не успел) эвакуироваться и, когда Одессу захватили, вместе с другими евреями был расстрелян...
Но и тут всё не так просто. По слухам, последний раз его видели зимой 41/42 гг., когда его вели по улице в сопровождении немецкого конвоя. Что было дальше, как, впрочем, и что было раньше, в точности не известно. Однако существует одесская легенда, которая гласит, что среди эсэсовских шишек был какой-то меломан, который и затребовал к себе Кюсса, дабы тот сыграл ему партийный гимн "Хорст Вессель", ну, и заодно - свои знаменитые "Волны". До "Волн" дело не дошло, а вот нацистский гимн Макс Авелевич сыграл, но в миноре и синкопой - не только тот "меломан", но и любой дурак бы понял, что старый еврей над ним издевается. Эсэсовец обиделся, потом разозлился и приказал заживо сжечь Макса Кюсса в Одесских каменоломнях...
Кстати, слова про то, как "Плавно Амур свои волны несет..." были написаны в 1944 году К.Васильевым и С.Поповым.