Feb 04, 2011 22:25
Слушайте, а вот если к власти в Египте паче чаяния придут сумасшедшие исламисты и решат в порядке борьбы за истинную веру взорвать памятники проклятого прошлого, а именно пирамиды, должно ли международное сообщество организовать военную интервенцию для их (пирамид) спасения?
Leave a comment
Пирамиды стоят себе и стоят, стена, насколько я понимаю, тоже. Да, это музейные объекты, так же как заповедники, например. Смежная, кстати, тема - исчезающие виды животных, и что с ними делать.
Есть объекты, которые поддерживают жизнь вокруг себя, или даже являются градообразующим элементом - тогда, естественно, стоять они будут и должны.
Сложнее с памятниками в развивающихся городах - тут действительно неочевидно, то ли оставлять точечные объекты каждой эпохи, что в итоге должно привести к какофонии, то ли пытаться делать то же самое в масштабе "уголка", района, но это далеко не всегда возможно. Как мне кажется, в итоге все здесь будет упираться в тупик - фактическое выделение части города в музей. Хотя ведь в европах как-то умудряются балансировать. Тут многое зависит от людей и их миропонимания. Готовы люди жить и поддерживать деревянный центр Томска (а сейчас и бороться за его сохранение) - возможно, что-то получится. Но это должны быть не одиночки, а реальное общественное мнение, что деревянные дома - лицо города, а не его отсталость.
Что же касается реставрации - тут есть несколько целевых аудиторий. Первая - специалисты, ценители и пр., вторая - любители аутентичности и, возможно, абандонов, третья - обыватели (грубо говоря, "чтоб было красиво").
Вот и вопрос - для кого из них реставрация.
Reply
Причем генетически эти критерии проистекают из той самой обывательской логики, о которой ты пишешь. Просто обывателям как-то не с руки все время об этом думать и они перепоручают это увлекательное занятие тем самым экспертам. Но дальше, с течением времени, происходит то, что мнение экспертов уходит все дальше от мнения «нормального человека». И возникает феномен условного «Черного квадрата», про который вроде все знают, что он очень крутой, но мало кто может объяснить почему.
С другой стороны, в нашу постмодернистскую эпоху стало модным ставить под сомнение оценки этого самого «экспертного сообщества». Ну типа: ну Джоконда и Джоконда, и чо?! Или: ну красиво построили Царицыно, по чертежам Баженова-Казакова - что вам еще-то надо?! Можно назвать это «демократизацией мышления», а можно - «восстанием масс». Так или иначе, это проблема, и при всеобщем доступе к высшему образованию и интернету, «экспертному сообществу» вновь придется доказывать свое уникальное право на окончательную оценку. И случится это даже раньше, чем мир реально окажется под угрозой тотальной музеефикации:-)
Reply
Leave a comment