Львов начинается с Херсона

Mar 27, 2014 16:22



Во время поездки по военным базам я познакомился с мужчиной из поселка Красный Чабан. Он - командир взвода МЧС в Армянске. Теперь Армянск, до которого от Красного Чабана каких-нибудь 10 километров, уже зарубежье, там Россия.*

Зачарованный Крым

Пока мы с ним просто беседовали, мужчина был расслаблен, высказывался очень свободно. Все изменилось, когда он узнал, что я журналист. Отказался фотографироваться и даже имя его просил нигде и не упоминать. Если не считать отказ разговаривать со мной одного из организаторов одесского Антимайдана, это первый подобный случай за всю мою долгую поездку по Украине. Очевидно, Россия уже успела установить в Крыму свои общественно-политические практики.
- Сживут со света! Меня уже там бандеровцем называют, и не в шутку. Просто потому, что я под Россию не захотел перейти, паспорт их брать не стал, нашу форму МЧС Украины. Кстати, пограничник там было спросил у меня о форме: «Это что еще такое?»
Они там все с ума сошли в Армянске, просто как зачарованные. Думают, что бандеровцы с рогами и копытами. Хотя, может, в жизни не видели ни одного. Я в Виннице на командира взвода учился, с ребятами из Западной Украины дружил. Никогда они не упрекали меня тем, что я восточник, на русском разговариваю. Разве что в шутку. Ну так и я подшучивал над ними, дело такое.
До сих пор с ними связь поддерживаем, они мне пишут - переезжай к нам, мы тут тебе и работу, и квартиру найдем. Отличные ребята.
А знаете, кто в самообороне в Армянске? Мне капитан милиции знакомый говорил: посмотри, вот этот за грабеж сидел, тот за изнасилование... Да еще и ходят пьяные в зюзю, с оружием! На днях чеченцы устраивали пирушку у фонтана, с калашниковых в воздух стреляли. Бандеровцами они пугают, дурдом...
Зачем мне такие защитники? Сестра из Курска звонит, спрашивает: бедненькие, как же вы там, целыми семьями вас там бандеровцы вырезают. Ну откуда они информацию получают, из параллельного мира?
Распускают слухи в Армянске, будто украинские военные тайно к ним бегают отъедаться. Чушь какая, они тут едят от пуза, им носят местные, кто курицу зарежет, кто барана, закатки разные, варенье и соленья, дыни даже.
Дяди мои - один на материке живет, второй в Крыму - поссорились через все это, не говорят сейчас. Я так своей сестре из Алушты, когда она спросила, за Россию я или за Украину, сразу сказал: давай лучше сохраним нормальные отношения, - говорит мой собеседник.
Теперь он взял себе отпуск, а после его окончания собирается уволиться и пойти служить в украинский пограничный отряд, который дислоцируется в его поселке.
«Та Россия мне без надобности. Я украинцем родился, украинцем и останусь».

Христос был провокатором

К нашей беседе присоединяется старший сержант инженерных войск из Новоград- Волынского, что на Житомирщине. Здороваемся с ним, как земляки, потому что у меня жена из Житомира. Он стал первым встреченным мной человеком, который воспринял оккупацию Крыма очень болезненно. И сильно недоволен «бездействием»  властей в крымской проблеме. По его мнению, все можно было решить в первые дни «малой кровью».
«Эта боязнь решительных действий сейчас может привести к большой крови. То же самое на Майдане было. Осторожничали, колебались, отступали, и что в результате? Кровавая баня, более ста погибших в мирное время. Все провокаций боялись...» - говорит старший сержант.
На тему провокаций рассуждает Сергий Чуденович , православный священник церкви Киевского патриархата, настоятель Свято-Покровского храма в Херсоне, руководитель Центра социального служения «Милосердие». Он организовал нашу поездку с помощью для украинских военных.
«Христос был провокатором. Он приходил туда, где его не очень хотели видеть, говорил то, что от него не очень хотели услышать. В общем, он бросил вызов тогдашнему миропорядку. Что значит - спровоцировать? Смотрите этимологический словарь, то есть бросить вызов. Хорошее дело если правильно его понимать.
Я уже не говорю об истории с торговцами в Иерусалимском храме. Они его оттуда гнали, а он вместо того, чтобы проявить покорность, к чему нас всех призвала Московская церковь - чтобы мы здесь не очень дергались, берет в руки дубину и совершает самую что ни на есть провокацию.
Или когда его ударил охранник, помните, как он отреагировал? Подставил другую щеку? Нет, он спросил его: «За что ты меня бьешь? Если есть за что, ты скажи, а как нет, так что это ты делаешь такое, негодяй».
Отец Сергий образно объясняет, почему он занимается такой «мирской» деятельностью, якобы «непрофильной» для священника.
«Если я скажу своей жене, что я ее люблю «в душе», знаете, что она мне ответит?.. (Смеется) Все знают, что она мне ответит, когда я говорю о любви, а сам никоим образом ту любовь не подкрепляю.
Любить Бога и не любить ближнего? Любить ближнего и ничего для него не делать? Да это глупость какая-то. Только сидеть и молиться за людей? Как шутит мой друг, монах церкви Московского патриархата отец Елисей: «Если много молиться, голова может отвалиться».

Оккупация заставила украинцев стать серьезней

«Христовы заповеди, они не для того, чтобы какой-то, извините, благочестивый придурок сидел и наслаждался, повторяя, что блаженные такие и блаженные сякие. А сам ничего не делал, надеясь, что Господь вывезет. Да не вывезет! Мы должны сами быть радикальными в борьбе с грехом и беззаконием», - жжет глаголом отец Сергий.
Он уверен - оккупация Крыма и угроза вторжения российских войск на материковую часть Украины стала для украинцев положительным вызовом. Это не только пробудило народ, но и заставила его стать серьезней.
В первую очередь сами военные, которые, по словам отца Сергия, в начале «дурака валяли, балдели здесь, по жестянкам стреляли».
«А тут подбегает ко мне офицер , говорит, что носит на душе тяжесть уже пятнадцать лет, наконец решил поведать о сделанном однажды глупом поступке, покаяться ... Да может ради одного этого Путин войну и начал!» - говорит Сергий Чуденович.

30 секунд, в течение которых чувствуешь себя зайцем с барабаном

Ранее на юго-востоке представление об Украине было «смутное, размытое», подчеркивает священник.
«Раньше на этом блокпосту николаевские военные стояли. То они не могли понять, что они тут делают. Не воспринимали зеленых путинских личинок как оккупантов. Ну какие, мол, оккупанты, когда мы с ними одно «Русское радио» слушаем», -  рассказывает отец Сергий .
За последние дни многое изменилось. Военнослужащие находятся в постоянном напряжении. Наступает ночь, с российской стороны начинается движение. Проводят маневры: построятся и двинутся, словно в наступление идут, со всей техникой, подойдут к критической точке и обратно . Приходится подниматься по тревоге, проводить маневры в ответ.
Обстреливают украинские позиции осветительными и шумовыми минами на парашютах.
«Я спрашивал военных, сколько проходит времени, когда ты понимаешь, боевая мина летит или чепуха эта. 30-40 секунд. Можете себе представить ощущения человека, в которого летит мина, а он в течение половины минуты не знает, разорвет его сейчас на куски или он еще поживет», - рассказывает священник.
Такие ощущения я смог пережить сам. Когда мы находились на одной из баз посреди степи, вдруг полетели эти мины, прозвучала команда «к бою», все забегали, техника пришла в движение, крики, пыль столбом, а мы стоим на открытом пространстве, ничем не защищенные, с фотиками, планшетиками. Я даже испугаться не успел, просто остолбенел на 30-40 секунд, чувствуя себя дурацким жестяным зайцем с барабаном в тире.
Естественно, в таких обстоятельствах образ «братских» войск начинает тускнеть, переходя в образ обычного врага. Тогда как образ родины, наоборот, приобретает четкие контуры - через постоянную поддержку, моральную и материальную, со стороны местного и не только местного населения. Военные начинают чувствовать себя «народной армией», о чем я писал в прошлом репортаже.

Украинская православная церковь Московского патриархата - со своим народом

В нашем «Автомайдане» принимали участие и моряк, и программист, и семья таких кругленьких «хоббитов», обывателей, в нейтральном смысле этого слова. Включились в помощь военным самые разные люди. Но в авангарде этого общественного движения находятся священники, они - главный его двигатель. Униаты, католики, православные. И не только православные Киевского патриархата, что самое интересное, Московского тоже.
Между представителями двух патриархатов существуют трения, факт известный... Я слышал от некоторых «киевских» крайне негативную оценку деятельности «московских» в армии: они, мол, деморализует военнослужащих, настраивая их на то, чтобы они, не дай Бог, не стреляли по «братьям» (якобы во Христе, хотя мы знаем, что на самом деле по «Русскому радио»), что бы те «братья» не делали.
Отец Сергий Дмитриев, который родился в Мурманске, настоятель храма св. Варвары, священник церкви Московского патриархата, руководитель отдела социального служения и благотворительности Херсонской епархии, возражает: так, подобные случаи были, но это единичные случаи, и рассматривать их нужно именно таким образом, не перенося на всю церковную общность. Создавая с ее «пятую колонну».
«Тогда придется записать в предатели Виталия Кличко и Петра Порошенко, потому что они прихожане церкви Московского патриархата. Тогда как Анна Герман, например, бывшая близкая соратница Януковича, униатка. Некоторые храмы Киевского патриархата в Херсоне строились за деньги регионалов. Священник Андрей Калита, из «киевских», был в Херсоне духовником СБУ, «Беркута» и т.д. Поэтому неуместно говорить о конфессиональном разделе между старой и новой властью. Он искусственный», - говорит Сергий Дмитриев.
Мой собеседник рассказал, что в Свято- Екатерининском соборе - это старейший православный храм в Херсоне - усыпальница князя Потемкина, один священник, который раньше был очень пророссийски настроен, бывший офицер пограничных войск, пошел теперь по призыву в армию, охраняет украинскую границу.
Митрополит Августин, председатель Синодального отдела УПЦ (МП) по взаимодействию с Вооруженными силами, белорус по происхождению, большой москвофил, в первые же дни оккупации Крыма отправил в Москву письмо, в котором писал, что украинская церковь будет со своей армией, своим народом до конца. И любая возможная позиция патриарха Кирилла сдвинуть ее не сможет.
«Там, в армии, наши дети, наши прихожане. Не быть вместе с ними - это было бы просто предательством... Что касается патриарха Кирилла, пока он молчит, его позиция непонятна. Но если мы действительно братские церкви, как священник, который родился в России, я хотел бы, чтобы мои собратья вышли с иконами к Кремлю - высказались против войны и за прекращение аннексии. Иначе какое тут братство?» - говорит Сергий Дмитриев.

«Ты мне брат, но, прости, это моя земля»

Мой собеседник сам принимает очень активное участие в помощи военным. Он добился от Киева, чтобы там организовали сбор средств и необходимых вещей, лично постоянно посещает воинские части на Херсонщине. Правда, говорит, что когда приехал первый раз, у него спросили, кто он, греко-католик или священник Киевского патриархата, а когда военнослужащий услышал, что он из Московского патриархата, рефлекторно вскинул автомат. Впрочем, отец Сергий довольно быстро стал там желанным гостем.
«Приезжая, я не начинаю с солдатами сразу же богословские проповеди. Кто сам захочет о Боге поговорить - подойдет и поговорит. У них вопросы есть насущные, на которые некому дать ответ - кому-то бородавки нужно вывести, у другого грибок на ноге. Честно говоря, я не знаю пока, как выводить бородавки, буду учить матчасть. (Смеется).
В нарды играли, привезли кеды, погоняли с ними в футбол. Сегодня трапезничал с ними, беседовали в курилке, я им анекдоты церковные рассказывал. Например, про атеиста, который попал в рай, просится у апостола Петра, чтобы тот провел его к Богу. А Бог говорит Петру: скажи ему, что меня нет.
Потом ребята из Львовщины, которые здесь служат, звонят домой: «Слушайте, нас обманывают, на Херсонщине нормальные люди, даже священники Московского патриархата классные есть».
Понимаете, само наше присутствие, без навязчивой церковной агитации, положительно влияет, снимает напряженность. Ребята тогда стесняются, например, матом ругаться, конфликтовать между собой».
Я спрашиваю у отца Сергия о психологическом состоянии военнослужащих, как они воспринимают эту, безусловно, травматическую ситуацию. Что ни говори, пропаганда пропагандой, но народы близки. Были, по крайней мере.
«Общий настрой такой: ты мне, конечно, брат, но, прости, это моя земля. Я не люблю пафосное выражение «высокий боевой дух». Однако, когда я увидел у ребят флаг с надписью «Звягиль стоит за жизнь свободной Украины на смерть», я понял, что вот он, тот самый высокий боевой дух. При этом нет ненависти. Мне это очень нравится в украинцах - боевой дух без ненависти».

Львов начинается с Херсона

Отец Сергий еще и еще раз хотел подчеркнуть, насколько неуместны теперь любые «заборы» между украинцами, в том числе конфессиональные.
С ним случилось то же, что и со мной, он находился в военной части, когда прозвучала команда «к бою», но там был налет российских вертолетов - ситуация действительно опасная, не учебная тревога. Священник рассказывает о дурацких мыслях, которые лезли ему в голову - о машине, что ее повредят, а как он будет пешком добираться и т.д.
« Потом до меня дошло, что это, возможно, уже война. Раненые, убитые. И что, я греко- католику, мальчику, который там будет умирать, откажу в последнем причастии? Буду ходить по полю боя и кричать: «Эй, тут православные Московского патриархата есть? Нет, ну так я пошел... » Какой тут может быть конфессиональный раздел, смешно!» - говорит отец Сергий.
«Что касается разговоров о том, будто все это не наше дело, наше дело молиться, молиться и молиться, как завещал великий Лен... Простите, оговорился. Хорошо, Александр Пересвет у нас кто? Александр Пересвет, я напомню, это монах, который дрался с Челубеем на Куликовом поле , у нас святой. А вот любить Украину, мол, грех. Вот как получается».
Сергей Дмитриев рассказал о немного комичном случае, когда он, сильно измотанный после посещения военных, увидел на дороге крутую черную машину с российскими номерами, тонированными стеклами, «всю в антеннах, как еж». Которая как-то странно себя вела. И решил, что это шпионы. Начал на большой скорости преследовать ее, пытаться прижать к обочине. Позвонил на блокпост, чтобы остановили ее для проверки. В конце концов выяснилось, что там ехала мирная семья.
«Немного неудобный момент, но они должны понимать, что сейчас любые россияне будут здесь под подозрением. Ибо они граждане страны-оккупанта. И пусть все знают, что Львов начинается с Херсона», - улыбается отец Сергий, мурманчанин, сын радиста атомного ледокола, бывший, как он себя охарактеризовал, «беляк с имперскими замашками».

*Пераклад з беларускай мовы. Арыгінал артыкула: http://novychas.info/hramadstva/ljvou_pacynajecca_z_chjersonu/

Расія-2014, вайна, Украіна

Previous post Next post
Up