«Петрашевский верит Фурье. Фурьеризм - система мирная; она очаровывает душу своею изящностью, обольщает сердце тою любовию к человечеству, которая воодушевляла Фурье, когда он создавал свою систему, и удивляет ум своею стройностию. Привлекает к себе она не желчными нападками, а воодушевляя любовью к человечеству. В системе этой нет ненавистей. Реформы политической фурьеризм не полагает; его реформа - экономическая. Она не посягает ни на правительство, ни на собственность, а в одном из последних заседаний палаты Виктор Консидеран, представитель фурьеристов, торжественно отказался от всякого посягновения на фамилию. Наконец, эта система кабинетная и никогда не будет популярною...»
***
«Я сказал, что в обществе, которое собиралось у Петрашевского, не было ни малейшей целости, ни малейшего единства ни в мыслях, ни в направлении мыслей. Казалось, это был спор, который начался один раз, с тем чтобы никогда не кончиться. Во имя этого спора и собиралось общество - чтобы спорить и доспориться, ибо каждый почти раз расходилось с тем, чтобы в следующий раз возобновить спор с новою силою, чувствуя, что не высказали и десятой части того, что хотелось сказать».
[Объяснение Ф. М. Достоевского Следственной комиссии].
Петрашевцы, «по-моему, название это неправильное, ибо чрезмерно большее число, в сравнении с стоявшими на эшафоте, но совершенно таких же, как мы, петрашевцев осталось совершенно нетронутым и не обеспокоенным. Правда, они никогда и не знали Петрашевского, но совсем не в Петрашевском было и дело, во всей этой давнопрошедшей истории».
Ф. М. Достоевский. «Дневник писателя», 1873.
«Но в чем обвиняют меня… В том, что я говорил о политике, о Западе, о цензуре и проч. Но кто же не говорил и не думал в наше время об этих вопросах?… На Западе происходит зрелище страшное, разыгрывается драма беспримерная. Трещит и сокрушается вековой порядок вещей… Это тот самый край, который дал нам науку, образование, цивилизацию европейскую; такое зрелище - урок!… И после этого неужели обвинят нас, которым дали известную степень образования, в которых возбудили жажду знания и науки,- неужели обвинят нас в том, что мы имели столько любопытства читать современные книги, приглядываться к движению западному, даже изучать его по возможности».
[Объяснение Ф. М. Достоевского Следственной комиссии].
«Я знаком с Петрашевским ровно три года. Я увидал его в первый раз весною 1846 года… Знакомство наше было случайное. Я был, если не ошибаюсь, вместе с Плещеевым, в кондитерской у Полицейского моста и читал газеты. Я видел, что Плещеев остановился говорить c Петрашевским, но я не разглядел лица Петрашевского. Минут через пять я вышел. Не доходя Большой Морской, Петрашевский поравнялся со мною и вдруг спросил меня: «Какая идея вашей будущей повести?»
[Отдельные показания Ф. М. Достоевского Следственной комиссии].
«Между петрашевцами были, в большинстве, люди, вышедшие из самых высших учебных заведений - из университетов, из Александровского лицея, из училища Правоведения и из самых высших специальных заведений. Было много преподающих и специально занимающихся наукой. Впоследствии, после помилования их, многие из них заявили себя весьма заметно… как профессора, как естествоиспытатели, как секретари ученых обществ, как авторы замечательных ученых сочинений, как издатели журналов, как весьма заметные беллетристы, поэты и вообще как полезные и интеллигентные деятели».
Ф. М. Достоевский. «Дневник писателя», 1877.
В 1845-46 годах в Санкт-Петербурге Н.С.Кириллов издает "Карманный словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка". Редакцию и наполнение словаря осуществляли В.Н.Майков и М.В.Петрашевский. Цель данного издания не только просвещение, но и пропаганда идей революционного кружка, в который входил Ф.М.Достоевский. Этот словарь появляется в руках Николая I в фильме "Мёртвый дом" 1932 года. Царь зачитывает статью "Ирония", в которой якобы написано следующее: "Пример иронии, если бы кто говорил хорошо о самодержавии".
Между тем, в самом словаре написано следующее: "Ироніей называется кажущійся разладъ между мыслью и Формой ея выраженія или между целью и средствами коея достиженію. Такъ, наприм., нельзя не приписать ироническаго характера сочиненію Маккіавеля "О монархе", где, он какъ будто бы съ полным, глубокимъ убежденіемь доказываетъ, что монархъ не долженъ стесняться ничемъ для усиления своей власти, между темъ какъ принимая въ соображеніе другія сочиненія того же писателя, можно догадаться, что похвалы его деспотамъ суть не что иное, какъ сильная сатира." Наибольший интерес для интересующихся развитием политической, общественной и революционной мысли, представляют статьи посвященные государственному устройству, такие как "демократия", "конституция", "монархия" и прочие.