Плакат референдума о запрете спиртных напитков в Швеции 27 августа 1922. Результаты выборов были очень равными, а явка оказалась ниже, чем многие надеялись. За "введение полного запрета на алкогольные напитки" проголосовали 48,8%, против - 50,8%. Право голоса имели 3 302 483 человека, из них участвовали 1 820 452 или 55,1%
Без веры в будущеё
Мелькают заголовки в шведских газетах: «Рост алкоголизма в Стокгольме», «Юные курильщики не хотят бросать курить», «Тайная торговля наркотиками приобретает угрожающие размеры», «Пьянство среди молодежи», «Безнадежное одиночество в людской сутолоке»… Это маленькие заметки с грустной статистикой; за последние шесть лет алкоголизм в Швеции вырос среди мужчин на 141%, среди женщин - на 174%. Ежегодно в стране покушаются на свою жизнь 11 тысяч человек, 1400 из них - успешно. Каждый третий школьник - заядлый курильщик и т. д. Одна пятнадцатилетняя школьница сказала корреспонденту газеты: «Не все ли равно, от чего умереть - от сердечной спазмы или атомного пепла!». «Не все ли равно, от чего умереть!» - эта мысль сверлит сознание многих шведов.
Правительство искусственно раздувает военный психоз. А возникающий из-за этого постоянный страх перед новой войной лишает людей веры в будущее, желания бороться за это будущее. Среди самоубийц - служащие и студенты, старики и подростки, незамужние беременные женщины и алкоголики. Особенно большое количество самоубийств было в ноябре 1961. Некоторые шведские экономисты пытаются объяснить это гнетущим влиянием северного климата.
«Серое ноябрьское утро, синий свет метро. Всё это делает человеческие лица такими бледными, что поток едущих на работу людей кажется шествием призраков, Над головами поднимаются голубые кольца табачного дыма. Подходит поезд. Люди поспешно садятся в него, оставляя на грязной платформе тысячи окурков»,- такую мрачную картину обычного стокгольмского утра нарисовал корреспондент газеты «Дагенс нюхетер». Однако попытка свалить вину на климат едва ли состоятельна. Ведь Австрия, Западная Германия, Япония, лежащие совсем на других широтах, не уступают скандинавским странам по количеству самоубийств.
Видимо, общими для этих стран, где господствует принцип «человек человеку - волк», являются причины, заставляющие искать забвение в пьяном угаре или смерти. И в первую очередь это страх перед близким и неминуемым «концом света», о котором вопят политические кликуши. Отсюда и неверие в будущее и жуткое одиночество. Впрочем, шведские эксперты заняты поисками радикальных способов борьбы с общественными пороками. Особенно остроумный и эффективный метод разработан для «профилактики самоубийств». Почти в каждой газете можно найти такое объявление: «Если ты отчаялся, обратись к дежурному проповеднику».
Всё очень просто. Вы опускаете в автомат монетку в 10 эре и набираете номер 90 000 - общий номер для вызова пожарной команды, полиции и «Скорой помощи». По нему вас тут же соединяют с дежурным святым отцом, который не только произнесет слова утешения, но и терпеливо выслушает своего анонимного собеседника. Дело поставлено на солидную ногу. Пастор Сандстедт даже читает курс по технике «телефонной проповеди». Но разве это поможет человеку, решившему: «Не все ли равно, от чего умереть»?
Л. Першуткина. "За рубежом", декабрь 1961