1-го ноября 1889-го года Чехов написал Лазареву: «Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать».
Речь шла о водевиле, написанном Лазаревым. В его начале девушка произносила многообещающий монолог, который предполагал развитие образа и какие-то его действия. Но дальнейшая роль персонажа сводилась буквально к «подать чай, унести чашки».
Чехов указал автору на дисбаланс. Мол, уж если вы подчеркнули значимость какого-то персонажа или элемента («ружьё»), они обязаны и дальше что-то сделать («должно выстрелить»). Не надо обещать читателю развитие персонажей или ситуации, если его не будет.
Впоследствии «чеховское ружьё» превратилось в принцип драматургии: если автор в начале или середине произведения акцентирует какой-то элемент или действующее лицо, в дальнейшем они должны оказать влияние на развитие сюжета или разрешение конфликта.